Операторы внесут в бюджет 20 млрд рублей за LTE-частоты

Владелец «Билайна» Торбахов оценил дополнительные затраты
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

В 2024 г. операторы суммарно внесут в бюджет дополнительно более 20 млрд руб. в виде платы за LTE-частоты. Об этом «Ведомостям» рассказал новый владелец и гендиректор «Билайна» Александр Торбахов. Рост расходов на частоты связан с тем, что с этого года Минцифры повысило плату за использование операторами LTE-спектра в 10 раз.

О том, что стоимость использования LTE-частот может резко возрасти, еще осенью со ссылкой на источники писали «Известия». Позже глава Минцифры Максут Шадаев, комментируя «Интерфаксу» возможность повышения тарифов на частоты, объяснял, что в России с 2011 г. действовала льготная ставка на LTE-спектр с понижающим коэффициентом 0,1. «Но эта ставка стимулирует проникновение новых технологий, а LTE уже точно не новая технология», – пояснял он. При этом министр уточнил, что планируемая отмена льготной ставки не вызовет повышения тарифов для абонентов мобильной связи выше уровня инфляции.

В декабре информацию об отмене льгот официально подтвердил министр финансов Антон Силуанов. «Принято решение в 2024 г. отменить льготы по связи LTE. Дополнительные доходы, которые получит федеральный бюджет, будут направлены в том числе на развитие связи и обеспечение доступности интернета в таких регионах, как Якутия и Чукотка», – заявил он в ходе совещания по вопросам развития арктической зоны.

Действительно, плата за частотный спектр была крайне мала в свое время, подтверждает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Теперь же, учитывая совокупность стоимости частот в различных спектрах, необходимых операторам для оказания услуг связи, сумма получается достаточно большой, продолжил эксперт. В частности, «Известия» со ссылкой на источник в одном из операторов писали, что сейчас четыре крупнейших федеральных сотовых оператора РФ платят за использование всех необходимых частот 15–17 млрд руб. в год. 20 млрд руб. – это 2% доходов от мобильной связи в России, подсчитал гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Для крупных компаний как раз это посильная ноша, но для мелких игроков десятикратное увеличение тарифа может стать проблемой. Часть оставшихся игроков с рынка уйдут, считает Кусков.

По мнению Анкилова, повышение стоимости частот повлечет за собой некоторый рост тарифов на связь. Впрочем, в соответствии со стратегией отрасли связи до 2035 г., утвержденной в начале декабря 2023 г., операторы все равно не смогут повышать тарифы выше уровня инфляции без соблюдения определенных условий, сообщали «Ведомости». Для того чтобы превысить этот показатель, операторы должны будут взять на себя обязательства по развитию новых поколений связи, современных технологий и также по строительству инфраструктуры на новых территориях (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях), следовало из документа.

Представители Tele2 и «Мегафона» отказались от комментариев.

«Ведомости» запросили Минцифры.

Что еще рассказали топ-менеджеры оператора

Помимо расходов операторов на частоты Торбахов рассказал «Ведомостям» о перспективах отечественного оборудования, новых сервисах компании, которые позволят бороться с телефонными мошенниками, и условиях использования бренда после выкупа российской части бизнеса у Veon в конце 2023  г.

По условиям сделки с Veon бренд «Билайн» остался за ПАО «Вымпелком», напомнил Торбахов. «В отношении ряда дочерних компаний Veon в странах СНГ на определенный переходный период была выдана лицензия на использование зарегистрированных товарных знаков компании. Сроки и условия таких лицензий являются конфиденциальными». Исходя из информации на официальном сайте Veon, бренд «Билайн» продолжили использовать операторы в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане.

Помимо того, «Билайн» провел первичное тестирование отечественных базовых станций, рассказал «Ведомостям» исполнительный вице-президент оператора по технике Валерий Шоржин. О планах оператора по проведению таких экспериментов «Ведомости» писали еще летом 2023 г. Шоржин отметил, что по результатам тестирования оборудование было отправлено на доработку. «Нас не устроило то, что функциональность оборудования, обеспечивающая санитарный минимум, необходимый для предоставления услуг, которыми пользуются наши клиенты, еще не реализована в полной мере. Это в одинаковой степени касается как голосовых услуг, так и услуг передачи данных. Но положительная динамика здесь видна, это вселяет надежду», – прокомментировал он.

В рамках мероприятий по борьбе с телефонным спамом и мошенничеством «Билайн» в октябре запустил сервис «маркировки» входящих звонков «Этикетка», напомнил Торбахов. Первым крупным клиентом сервиса стал Росбанк, рассказал Торбахов. В ближайшее время банк планирует расширить использование сервиса на коллекторов, уточнил представитель оператора.

Сервис работает таким образом, что звонки сотрудников компании, подключившей его, будут отображаться на экране не номером, а названием бренда, даже если номер не сохранен в записной книжке абонента. За подключение услуги будет платить именно юрлицо. Клиент платит фиксированную сумму за каждый факт вызова, уточнил представитель оператора. Исходя из информации на сайте «Билайна», эта сумма составляет 24 коп. за звонок. «По умолчанию в настоящее время «Этикетка» отображается у абонентов «Билайна» и МТС», – уточнили в пресс-службе оператора.