Продажи игровых консолей в 2023 году выросли в 2 раза
Несмотря на уход Sony, консоль PlayStation осталась в топе продажРоссийский рынок игровых консолей за 11 месяцев 2023 г. в штуках увеличился примерно вдвое год к году и превысил 1 млн проданных устройств. Около 35% от этого количества пришлось на приставки PlayStation, Xbox и Nintendo, а в денежном выражении они занимают более 85% рынка. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «М.видео-Эльдорадо».
Весь рынок игровых консолей за 11 месяцев этого года составил порядка 18 млрд руб., а прошлом году он был около 8 млрд руб. уточнил представитель «МВидео».
Тенденцию подтвердили представители «Яндекс маркета» и Wildberries. За 11 месяцев число продаж приставок на этих площадках выросло в 2,7 и 3,8 раза соответственно. Наибольшей популярностью на маркетплейсах пользовались консоли PlayStation от Sony и Xbox от Microsoft. В то же время на «Яндекс маркете» наблюдается рост спроса на ретро- и мобильные консоли, а на Wildberries вырос спрос на версии с blueray-дисководом.
«Я бы оценил выручку от реализации консолей в России до налогообложения в 45 млрд руб.», – говорит сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. По его оценке, объем продаж игровых приставок в России за первые 11 месяцев 2023 г. составляет 950 000 – 1 млн устройств. Аналитические агентства показывают разные темпы роста объемов продаж консолей в России в 2023 г., но практически все они превышают цифру 70%, рассуждает Сахнов.
Рост популярности консолей связан с восстановлением ассортимента за счет налаживания цепочек поставок, эффекта низкой базы, выходом ожидаемых игровых релизов и общим ростом популярности гейминга в стране, объяснил представитель «М.видео-Эльдорадо».
В конце года в период распродаж и новогодних праздников приставки пользуются повышенным спросом, продолжил он. «В октябре – ноябре мы отмечаем рост штучных продаж консолей в 2,1 раза, повышенную активность ожидаем и в декабре», – отметил представитель ритейлера. «Игровые консоли – это один из самых популярных подарков на Новый год. Продажи на ноябрь – декабрь составляют около половины от годового количества», – подтвердил представитель Wildberries. По прогнозам Сахнова, продажи приставок к концу года увеличатся, так как значительная доля продаж приходится на новогодние и рождественские праздники.
Ни один из крупных производителей (из недружественных стран. – «Ведомости») не остался на российском рынке официально, все консоли сейчас идут исключительно по параллельному импорту, отмечает руководитель направления розничных проектов IТ-холдинга Fplus Антон Фомин. По его оценке, по популярности в этом году лидировали приставки Sony, второе место делят между собой Xbox и Steam Deck, третье место занимает Nintendo.
«Основной проблемой в прошлом году была не столько доступность самого «железа», сколько вопрос пополнения баланса для покупки игр. По сей день ни один из издателей не принимает российские карты. Фиксируемый рост связан с тем, что логистические цепочки стали более стабильными, дистрибуторы и продавцы настроили свои финансовые и логистические ресурсы под спрос», – объясняет Фомин. По его словам, ситуация стабилизировалась: если пользователь хочет купить одну из популярных консолей – PS5, Xbox Series S/X, Steam Deck, Nintendo Switch, – у него есть несколько альтернативных способов пополнения библиотеки игр и он «не останется без контента».
С ним согласен основатель Watt Studio Егор Томский. «В 2022 г. было не очень ясно, превратятся консоли в кирпич или нет. Не превратились, люди продолжили их покупать», – говорит он.
Рост продаж консолей обусловлен наличием уникального контента, игр и консолей на полке, а также удобством пополнения внутриигрового баланса, говорит Фомин. «Если в следующем году все три фактора будут актуальны, рост продаж продолжится», – заключил он.
По словам представителя «Яндекс маркета», в 2024 г. компания ожидает стабильный рост интереса покупателей к консолям, связанный с выходом новых игр и появлением возможностей поддержки VR-режимов. Помимо того, в компании прогнозируют увеличение доли мобильных игровых консолей.
«Доля консольного рынка в России традиционно была невелика: россияне предпочитали компьютерные и мобильные игры. Но в связи с санкциями выручка крупнейшего мобильного сегмента сильно упала. А спрос на консоли возрос», – отметил Сахнов.
Существует сразу несколько причин роста популярности консолей в России, продолжил он. В первую очередь рынок отыграл падение 2022 г., на который приходится до 30–35% роста [этого года], отмечает эксперт. «Тогда россияне стали покупать меньше консолей в связи с неопределенностью на рынке, вызванной санкциями. Стало непонятно, какие компании продолжат работать с российским рынком, а какие откажутся от поддержки пользователей и продаж», – поясняет он. Также можно отметить рост потребительского оптимизма, распространение новой консоли Steam Deck, большие консольные релизы этого года и анонс GTA 6, добавил Сахнов.
Игроки России и Казахстана лишились техподдержки, испытывают проблемы с доступом к купленным тайтлам, но при этом компании продолжают завозить фуры своих консолей на российский рынок и фактически зарабатывать с россиян дважды, сетует Сахнов. «Я не сторонник ограничительных мер, но, кажется, это именно тот случай, когда было бы правильно вспомнить об официальном уходе из России разработчиков консолей и потребовать от компаний обеспечить техническую поддержку российского рынка или заблокировать им доступ к нашему региону», – заключил он.