Конференция Tinkoff eCommerce 2023: онлайн
Прямая трансляция бизнес-форума14:40 Сессия «Инструменты автоматизации, которые помогают освободить время селлеров» завершилась.
14:30 Менеджер продуктов Tinkoff eCommerce Олеся Токарева обратила внимание на важность сайта для бизнеса. В электронной торговле есть три ключевых направления:
маркетплейсы (покрывают вопрос логистики),
сайты (повышают доверие к товару и бренду),
соцсети (помогают общаться с клиентами и формировать коммьюнити вокруг бренда).
По словам Токаревой, выход на новую площадку дает прирост продаж в 1,5-2 раза. «У каждой площадки своя аудитория со своими привычками и покупательной способностью. Даже покупая товар на маркетплейсе, люди заходят на сайт – почитать описание, ищут акции и скидки. Сайт – это отличная возможность выделиться среди других без снижения цен», – сказал она. У «Тинькофф» есть собственный конструктор сайтов.
14:08 Сергей Задорожный («Авито») дал несколько советов, как раскрутить свой товар на маркетплейсе:
1. Важно следить за контентом (хорошие фотографии, емкий и привлекательный текст).
2. В описании – ключевые выгоды для покупателя. Смотрите его глазами.
3. Факторы доверия. Что для вашего товара может им стать? У «Авито» это доставка.
4. Работа с воронкой продаж: показы, просмотры, общение, продажи. Как отдел продаж работает с клиентами? Не нужны односложные ответы, нужно выяснять, что важно клиенту. Это повышает конверсию из контактов в сделку в несколько раз.
13:45 Аня Сусь («Тинькофф Бухгалтерия») в рамках сессии «Инструменты автоматизации, которые помогают освободить время селлеров» рассказала, как селлеру выбрать систему налогообложения. По ее словам, важно уделить этому время на старте бизнеса. Начать можно с упрощенной системы налогообложения. «Обязательно нужно вести книгу доходов и расходов. Это первое, что спросит инспектор, если возникнут вопросы к декларации. Вопросы налоговой и возможность блокировки счета – один из самых частых страхов начинающих предпринимателей. Чтобы не ходить в налоговую каждый квартал, обязательно оформите квалифицированную электронную подпись», – сообщила она. Сервис «Тинькофф Бухгалтерия» может помочь вести учет и рассчитать налоги.
13:15 Игорь Рожков («Мегамаркет»): «Рост базы продавцов – прирост происходит в основном за счет регионов. У нас открыто 97 пунктов приема отправления заказов, и 80 из них – в регионах. Схемы доставки: ориентируйтесь на размер рюкзака курьера – 56х44х27, вес не более 13 кг».
13:05 Советы Валерии Воронцовой: «Что нужно сделать, чтобы оценить потенциал регионов? Оцените, какую скорость доставки вы обеспечиваете покупателю. Учтите потенциал увеличения продаж. Посмотрите на свои товары, оцените, как они могут «зайти» в том или ином регионе. И третье – не стоит забывать, что мы собрались для нетворкинга. Вокруг вас много профессионалов, многие знают специфику конкретных регионов».
12:59 Выступает Валерия Воронцова (Tinkoff eCommerce): «Первый тренд, который мы наблюдаем в последние годы, – это все большее проникновение онлайн-бизнеса в регионы. Доля сейлеров из регионов в этом году – 67%. Основной рост – в городах-миллионниках и регионах Кавказа. С прошлого года туда направился большой поток туристов. Этот фактор дает бизнесу в том числе глоток свежего воздуха и позволяет принимать новые решения.
В этом году в регионах произошел переломный момент – когда предприниматель скорее выберет онлайн, а не офлайн. Такой тренд мы наблюдали в столицах в 2021 г. Один из драйверов – поддержка интереса со стороны самих маркетплейсов. Регионы – это то, что им сейчас интересно. Например, Ozon открыл три новых логистических центра в регионах. Предприниматели реагируют на такие шаги со стороны площадок».
Кроме того, расширяется сеть пунктов выдачи заказов, отметила Воронцова. «Это новые зоны доставки, новый спрос, новое покрытие», – сказала она.
12:42 «Барьеры для выхода на рынок маркетплейсов растворяются. Все подогревается огромным количество онлайн-курсов», – сказал Петр Токмаков (Tinkoff eCommerce). Сейчас, чтобы выйти на Wildberries, сейлер в среднем закупает товаров на 30 000 руб. В случае с Ozon – на 55 000 руб. И это не работает. Каждый четвертый сейлер прекращает деятельность через полгода.
12:35 Вторая диверсификация – это диверсификация категорий. Если мы говорим о прибыли, то наиболее прибыльны сейлеры, которые торгуют в разных категориях. Но их меньшинство, сказал Федор Вирин (Data Insight).
Маркетплейсы сейчас не конкурируют друг с другом, это случится в 2025-2026 гг., когда рост замедлится. Конкуренция пока идет в двух плоскостях. Первое – перетаскивание клиентов из офлайна в онлайн. И вторая плоскость – конкуренция за сейлеров. Российский рынок eCommerce сейчас растет быстрее всех в мире.
12:25 Следующая панельная сессия – «Тренды роста на маркетплейсах: мультиплатформенность и внимание к продажам в регионах». По словам Федора Вирина (Data Insight), «eCommerce растет и расти будет». «Потребители «перетекают» в онлайн довольно быстро. Телефон оказался более удобным магазином, чем офлайн-площадки», – сказал он.
По прогнозу Data Insight, объем продаж eCommerce в 2023 г. составит 7,9 млн руб. – рост в 38%. Доля Wildberries и Ozon среди всех продаж на маркетплейсах – 81%. Самая главная точка роста сейчас – стратегия диверсификации каналов, отметил Вирин. Сейчас в России примерно 400 000 сейлеров. Около половины продают сами, оставшиеся в основном на Wildberries, а затем Ozon.
12:15 Завершил панельную сессию «Новые инструменты для развития бизнеса» вновь Илья Кретов, представивший для участников конференции бизнес-конструктор – инструмент, позволяющий ориентироваться в экосистеме бизнес-продуктов «Тинькофф». Заполнив небольшую анкету, предприниматель получает индивидуальный сет продуктов под свой бизнес. Он также призвал гостей мероприятия подписать петицию, поддержанную крупными маркетплейсами, чтобы ввести в стране в четверг, после «черной пятницы», официальный День онлайн-предпринимателя в России.
12:10 Даниил Смирнов, директор по маркетингу CloudPayments, в свою очередь рассказал, что в этом году каждый третий трудоустроенный россиянин проходил онлайн-обучение. Среди россиян с высшим образованием эта доля достигла 50%. Инфобизнес же, несмотря на рост этого сегмента, продолжает сталкиваться со множеством трудностей. Среди них – нехватка оборотных средств для запуска курсов и создания сайтов, сложности с хранением контента и защитой авторских прав и др. Для решения этих проблем сервис запустил «CloudИнфошоп», который позволит открывать витрину с курсами прямо в соцсетях и принимать оплату без редиректов всеми удобными способами.
11:58 Руководитель продуктов Tinkoff eCommerce Андрей Казаков объявил о запуске нового сервиса «Тинькофф Корзина». Благодаря ей покупку через магазин партнера можно осуществить за несколько кликов. Одна из проблем, на которую чаще всего жалуются пользователи, – это необходимость каждый раз заполнять множество полей при покупке. В случае с «Тинькофф Корзиной» она решается за счет того, что для пользователей экосистемы «Тинькофф» они уже предзаполнены. Для других же клиентов поля будут автоматически заполняться после совершения покупки хотя бы через один из интернет-магазинов, где есть «Тинькофф Корзина».
11:50 Виталий Бриедис, руководитель Tinkoff ID, отметил, что сервисы «Тинькофф» с начала года были атакованы 100 млн ботами, кроме того, были идентифицированы 5 млн подозрительных входов в аккаунты экосистемы. Tinkoff ID, добавил он, запускает кастомизированный вход по номеру телефону: пользователь вводит телефон на сайте/приложении партнера, после чего открывается небрендированное окно для ввода кода из СМС, а затем происходит возвращение пользователя партнеру.
11:40 Директор по продукту Tinkoff Pay Никита Буклиш рассказал, что доля оплаты картами снизилась до 80%, этот тренд будет продолжаться. По его оценке, 65% клиентов «Тинькофф» выбирают оплату через Tinkoff Pay вместо карты. На клиентов банка приходится около трети всех покупок в онлайне, добавил он. Общая аудитория сервиса составляет 40 млн клиентов «Тинькофф» и 65 млн клиентов других банков, давших согласие на привязку карт к экосистеме.
11:25 Дальше перед зрителями выступил CEO «Тинькофф Кассы» Вячеслав Рябцев, объявивший о масштабном обновлении платежной формы, на которой стал доступен платежный сервис SberPay.
11:15 После Кретова на сцену вышел руководитель BNPL-сервиса «Долями» Дмитрий Серегин, чтобы рассказать про новинки в области траффика. Сервису удалось стать источником трафика – в прошлом году было сгенерировано 10 млн переходов на сайты и приложения партнеров, у которых подключено «Долями». В качестве примера Серегин привел кейс Carrie Shoes, который привлек до 50% новых клиентов через сервис. Branshop же привлек 60% новых клиентов через «Долями».
11:11 Другой важнейший тренд – это искусственный интеллект (ИИ). В e-commerce ИИ позволяет снизить (вплоть до 70%) число ошибок прогнозирования и поставок, снизить операционные издержки на 22%, улучшить на 29% эффективность лидов и на 63% повысить выкуп корзин.
11:05 На фоне повышения маркетплейсами монетизации снижается прибыльность продавцов, а принцип «бери больше и кидай дальше» уже не работает. В результате крупные игроки начинают думать о создании собственного бренда и выхода за рамки маркетплейсов. По данным Кретова, за последний год 7000 продавцов начали продажи на собственном сайте, причем у 50% из них доля продаж через сайт превысила 30%.
11:00 Еще один важный тренд – это консолидация продаж вокруг крупных игроков. Сейчас на долю 9% селлеров приходится около 88% объема рынка. «Все, кто приходят в бизнес сейчас, борются, по сути, за 10% не охваченного большими игроками рынка», – подчеркнул Кретов.
10:52 Дальше Кретов начал рассказывать о трендах в индустрии. Первый переломный тренд – это развитие мультиплатформенности, подчеркнул Кретов. «Топовые продавцы действительно начали развивать продажи на нескольких маркетплейсах сразу, но подавляющее большинство жило в одном маркетплейсе». Это происходило из-за нехватки компетенций и «операционки». Сейчас же уже 35% всех селлеров получают выплаты с двух и более маркетплейсов. Кретов подчеркнул, что 55% всех покупателей пользуются только одним маркетплейсом. В результате при запуске продаж на Ozon в дополнение к Wildberries аудитория расширяется на 45%, а при переходе на «Яндекс.Маркет» – еще на 21%.
10:45 Площадку «Маркетплейсы» открыл директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов сравнением предпринимателя с велогонщиком: «Как вы поймете, что стали лидером гонки? У нас, как правило, две проблемы: это «операционка» и компетентность – насмотренность».
«Хочу, чтобы "Тинькофф"стал тем самым «разгоняющим» перед финишем, чтобы вам было проще преодолевать препятствия. Сейчас мы работам с более чем 250 000 онлайн-предпринимателями. Мы можем видеть тренды, которые происходят в рынке, и можем делиться ими с вами. Первое – усиление конкуренции на рынке маркетплейсов. Вторая история, которая начала происходить в прошлом году, – появление нишевых маркетплейсов. С ростом нишевых маркетплейсов начали стагнировать онлайн-магазины. Сейчас 80% заказов происходит через маркетплейсы», – сказал Кретов.
10:30 «Ведомости» начинают текстовую онлайн-трансляцию с первой площадки конференции Tinkoff eCommerce 2023 – «Маркетплейсы». Это форум для более чем 20 000 участников — онлайн-предпринимателей и ключевых игроков индустрии, он проходит в офлайн- и онлайн-формате. На конференции выступят топ-менеджеры «Тинькофф», «Авито», Ozon, «Яндекс.Маркета», Lamoda, Hoff, KazanExpress и других компаний. Спикеры рассмотрят успешные кейсы и тренды отрасли, проблемы онлайн-предпринимателей, покажут, как применять аналитику для развития бизнеса.