ФАС возбудила дело в отношении «Яндекса» за подписку

Это уже не первый случай, когда реклама компании дезинформировала покупателя
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении «Яндекса» из-за неверной информации о цене подписки на «Яндекс.Плюс». Об этом говорится в сообщении службы, размещенном на сайте 20 ноября.

«В рекламе подписки компания указывала более низкую цену услуги со скидкой 44%, которая не соответствовала действительности. При попытке приобрести подписку по указанной цене заявителю было отказано в покупке. Таким образом, потребители получали неверную информацию о стоимости услуги», – следует из сообщения.

У «Яндекса» есть единая платная подписка «Яндекс.Плюс» на прослушивание музыки и подкастов на «Яндекс.Музыке», фильмы на «Кинопоиске» и кешбэк баллами в «Яндекс.Go», «Яндекс.Драйве», «Яндекс.Афише», «Яндекс.Маркете» и «Яндекс.Заправках» и др. На момент написания заметки подписка на сервисы «Яндекса» на «Яндекс.Маркете» стоила 299 руб. в месяц или 1490 руб. за 12 месяцев, на Ozon – 1495 руб. за 12 месяцев и на Wildberries – 1165 руб. за 12 месяцев.

В ФАС поступило обращение заявителя с претензиями к рекламе онлайн подписки «Яндекс.Плюс», поступившей на его электронную почту, уточнил «Ведомостям» представитель службы. Из содержания рассматриваемой рекламы следовало, что пользователю предлагается оформить годовую онлайн-подписку по цене 1990 руб. вместо 3588 руб. Заявитель не смог оформить подписку по указанной в рекламе стоимости, а при обращении в техподдержку «Яндекса» он получил отрицательный ответ с указанием на ошибочное направление письма с предложением, пояснил представитель ФАС. Таким образом, в рекламе онлайн-подписки «Яндекс.Плюс», поступившей на электронную почту заявителя были выявлены признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Случаи, когда в рекламе указываются не соответствующие действительности сведения, нередко встречаются в практике антимонопольного органа, указал представитель ФАС. «Основанием для возбуждения подобных дел как правило является заявление лица, которое столкнулось с указанием недостоверной информации в рекламе. В конкретном случае заявление поступило именно на действия "Яндекса"», – уточнил он.

Представитель «Яндекса» воздержался от комментариев.

Скорее всего, потребителю отказали в приобретении подписки по рекламной цене и предложили купить по полной, допустил экономист, член комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. У «Яндекса» при этом могли быть лазейки, например, у акции мог быть срок и к моменту попытки покупки он мог закончиться, обратил внимание эксперт. Формулировка «отказано в покупке» может означать, что в момент, когда лицо кликнуло на контекстную рекламу (ссылку), на экране отобразилась информация о том, что условия акции подошли к концу и компания не может предоставить услугу по указанной цене, соглашается советник антимонопольной практики МЭФ Legal Оксана Павлухина.

Около 150 дел

в связи с нарушением законодательства о рекламе возбудила ФАС за прошлый год. По статистике московской коллегии адвокатов «Делоер», такое количество не является существенным

Подобного рода нарушение уже возникало с «Яндекс.Лавкой» в 2023 г., тогда в рекламном сообщении пользователю предоставлялась скидка 41% на первый заказ по промокоду, но при его оформлении система выдала уведомление, что промокод якобы был использован ранее, привела пример Павлухина. Такие же ситуации возникали при попытке оплаты со скидкой товара (услуги), рекламируемого «Сбермегамаркетом» и Ozon, добавила она.

Антимонопольное ведомство оценит рекламу «Яндекса» из-за нарушения законодательства и в случае установления вины компании грозит ответственность по п. 4 ч. 3 ст. 5 закона о рекламе (о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара), указало ведомство на сайте. За это предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб., уточнила Павлухина.

«Это наиболее распространенный состав административного нарушения, связанного с несоблюдением законодательства в сфере рекламы», – указывает адвокат, председатель московской коллегии адвокатов «Делоер» Роланд Зантарая. На практике это приводит к ситуациям, когда компания может умышленно нарушать закон, закладывая возможные штрафные санкции в бюджет маркетинговой/рекламной кампании, стоимость и экономический эффект от проведения которой несоизмеримо выше расходов, которые могут возникнуть при возбуждении административного дела, отмечает адвокат.

При этом количество дел, возбуждаемых в связи с нарушением законодательства о рекламе, относительно невелико, продолжает Зантарая. За прошлый год ФАС возбудила около 150 таких дел, что не является существенным числом по сравнению с общим объемом возбужденных антимонопольным органом дел. Чаще всего ФАС при обнаружении признаков нарушений в сфере рекламы ограничивается предупреждениями, что ведет либо к корректировке рекламных сообщений, либо к сворачиванию самой кампании, отмечает он.

В случае с «Яндексом» возбуждение дела может свидетельствовать о том, что компания либо не устранила нарушение в силу масштабов рекламной кампании, либо не стала его устранять, следуя своей логике развития событий, предположил Зантарая. Возбуждение административного дела нарушитель может оспорить в судебном порядке и таким образом сдвинуть сроки вступления его в законную силу, заключил он.