Создатели компьютерных игр получат процент от букмекеров
Пока отчисления со ставок положены только спортивным федерациям и лигамБукмекерские конторы могут обязать выплачивать вознаграждение правообладателям компьютерных игр. Размер, порядок и сроки выплаты таких вознаграждений может утверждать правительство. Такая новелла была предложена рабочей группой «Развитие спорта высоких технологий в РФ» при комитете по физической культуре и спорту Госдумы на заседании группы 16 ноября. «Ведомости» следили за онлайн-трансляцией заседания.
«Сейчас идет проработка законодательной инициативы, но планируем внести ее в ближайшем будущем», – уточнил руководитель рабочей группы Амир Хамитов («Новые люди») статус предложения.
Букмекеры уже платят отчисления со ставок в адрес профильных спортивных федераций через ЕРАИ (Единый регулятор азартных игр). Правообладателям игр выплат не полагается.
Гендиректор ЕРАИ Алексей Грачев на форуме «Азартные игры: отчисления на спорт» в начале октября заявлял, что в первом полугодии 2023 г. букмекеры направили на финансирование физкультуры и спорта 8,4 млрд руб. По его словам, за 2022 г. Через ЕРАИ удержали и распределили 13,8 млрд руб. – это на 38% больше, чем в 2021 г., и кратно больше, чем за предыдущие периоды до начала работы регулятора.
Отчисления букмекеров идут спортивным федерациям и профессиональным лигам, в число которых входит и Федерация компьютерного спорта (ФКС), уточняет руководитель киберспортивного направления Fonbet Яна Лукомская. Большая часть бюджета ФКС покрывается как раз этими отчислениями: «Федерация, по данным ЕРАИ, входит в десятку по размеру целевых отчислений, так что речь идет о десятках миллионов [рублей]. Происходит это как за счет тех дисциплин, что на слуху, – Dota, CS:GO, так и иных видов».
Выступая на заседании группы, президент ФКС Дмитрий Смит сообщил, что сейчас крупные соревнования, на которые букмекеры принимают ставки, проводятся примерно по 20 играм, 16 из которых созданы иностранными правообладателями.
«Лига Ставок» в I квартале 2023 г. отчиталась об увеличении на 25% средней суммы ставок на киберспорт по сравнению с аналогичным периодом в 2022 г., сообщил «Ведомостям» руководитель направления киберспорта БК «Лига Ставок» Михаил Журавский. Более чем на 35% за последние два года выросли ставки на киберспортивные команды, добавил он, не раскрыв абсолютных цифр. В «Лиге Ставок» около 95% всех ставок приходятся на Dota 2 и Counter-Strike, которые являются главными киберспортивными дисциплинами в СНГ, уточнил Журавский.
Ставки на киберспорт уступают традиционным видам спорта, таким как футбол и хоккей, добавляет Лукомская. Но, несмотря на то что объем ставок на киберспорт пока остается не очень большим, наблюдается устойчивая тенденция к росту интереса у молодой аудитории, пояснила она.
«Важно понимать, что киберспорт – это вообще пока не очень прибыльное мероприятие, подчеркивает сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. – У него огромный потенциал и высокие темпы развития. Сейчас там много аудитории и мало денег. Но призовой фонд для конкретного геймера или команды из 5–10 человек выглядит достаточно внушительно. Значительная часть денег – это рекламные доходы с продактплейсмента товаров и услуг, которыми пользуются киберспортсмены».
Правообладатели игр – в основном компании из недружественных стран – могут запретить использование игр российскими организаторами соревнований по киберспорту или фиджитал, опасается Хамитов. «Для таких случаев предлагается создать легитимный механизм использования игр и ПО и направлять отчисления в ЕРАИ, чтобы потом правообладатели смогли за ними обратиться, когда успокоится международная обстановка. А если они не обратятся, например, в течение трех лет, их можно будет перераспределять на спорт, федерациям или российским разработчикам игр», – говорит он.
Предлагаемая схема со специальным счетом напоминает механизм, введенный в действие указом президента в мае 2022 г. «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями», рассуждает генеральный директор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина. Указ позволяет перечислять платежи на спецсчет типа О, если компания-лицензиат не может перевести денежные средства лицензиару или лицензиар в нарушение действующих договоров отказывается принимать денежные средства лицензиатов, объясняет она. Открытие счета типа О осуществляется на имя правообладателя в уполномоченном банке, при этом не требуется участие и согласие правообладателя, добавила эксперт.
«При этом перенаправление невостребованных средств на развитие той или иной сферы указом президента не предполагается. Но в целом модель выглядит сходной», – подчеркнула Акиншина.
Но такое перенаправление средств было предусмотрено другим документом. В мае «Ведомости» сообщали, что Минцифры разработало законопроект о принудительном лицензировании софта, в соответствии с которым невостребованные иностранными правообладателями средства, переведенные на счета типа О за использование иностранного ПО, будут переданы в фонд поддержки IT-отрасли, например РФРИТ. Пока этот документ не принят.
«Законопроект о фонде, куда компании будут отчислять средства за использование ПО ушедших вендоров, готов. Он проходит правительственное согласование. Мы рассчитываем на его принятие в рамках осенней сессии Госдумы», – сообщил представитель Минцифры.
Споры с участием национальных правительств – это, безусловно, вопрос не локальной судебной практики, а компетенция международных органов, отмечает Акиншина. Она приводит в пример КНР, которая ограничила возможность правообладателей инициировать судебные разбирательства по интеллектуальной собственности в других странах, если шел суд в Китае. «Эта ситуация стала предметом слушаний в соответствующем комитете ВТО», – напомнила Акиншина.
Так как каждый разработчик игр и издательство самостоятельно принимает решение о блокировке своего продукта для той или иной страны, очень многие готовы запретить россиянам играть в их игры, поскольку российский рынок в денежном эквиваленте относительно небольшой, говорит Сахнов. Он также приводит в пример платформу Steam, где покупка российскими физлицами игр не запрещена, но пополнить кошельки напрямую с российских карт нельзя. Но это, по словам Сахнова, связано в большей степени с прекращением работы иностранных платежных систем в России. При этом возможность пополнять счет, например через Казахстан, остается и, более того, она стала основным способом покупки компьютерных игр для россиян, отмечает эксперт.
Киберспортивные соревнования и турниры по компьютерным играм, по словам Сахнова, в основном переместились из России в другие регионы. «Сейчас наш сегмент киберспорта можно охарактеризовать как более национальный и самостоятельный», – заключил он.