«Мегафон» поменял схему оплаты сотрудников своего ритейла

Оператор расширил вилку коэффициентов для премий за выполнение целевых показателей
В Москве зарплатная вилка продавца-консультанта составляет от 65 000 до 99 000 руб. до вычета налогов/ Евгений Разумный / Ведомости

Мобильный оператор «Мегафон» изменил условия оплаты труда для сотрудников своей розничной сети, выяснили «Ведомости». Оператор уменьшил понижающий коэффициент к премиальной части зарплаты до 0,4, он применяется, если личный план продаж был выполнен меньше чем на 70%, пожаловался один из продавцов-консультантов. Свои претензии он направил руководителям московских точек продаж, а также сотрудникам штаб-квартиры оператора, уточнив, что объявляет руководству компании бойкот, и призвав «неравнодушных» консолидироваться. Письмо есть в распоряжении «Ведомостей».

Представитель «Мегафона» подтвердил, что компания действительно внедрила ряд изменений в структуру оплаты труда в рознице, добавив, что «изменения совсем свежие и, как любые изменения, они могут вызывать разные реакции». Он уточнил, что постоянная часть дохода всех сотрудников была увеличена с 1 июля, а с 1 августа была обновлена и система премирования. По словам собеседника, коэффициент премиальной части составил от 0,4 до 2. До изменений этот диапазон составлял примерно от 0,9 до 1,5, добавил представитель оператора.

«Как раньше, так и сейчас нижняя точка переменной части, по сути, применяется только в случае невыполнения ни одной из задач сотрудника. Новая схема с такой же, по сути, логикой «нижнего» и «верхнего» уровня может сказаться только на тех, кто системно не может выполнять сразу все поставленные перед ним задачи», – заверил собеседник.

При этом, по словам представителя «Мегафона», новая схема дает возможность увеличить свою премию при невыполнении одной из задач за счет перевыполнения других, а все задачи для переменной части вознаграждения связаны с продажей товаров и услуг в торговой точке. Таким образом, считает он, «для большей части сотрудников новая схема вознаграждения увеличит уровень дохода».

Но сотрудник розницы в своей жалобе указал, что увеличение базовой части зарплаты было незначительным и составило «пару десятков рублей».

Размер зарплат и премий представитель «Мегафона» не раскрыл. На рекрутинговом сервисе HH.ru опубликовано около 450 вакансий в федеральной розничной сети «Мегафона». В Москве зарплатная вилка продавца-консультанта составляет от 65 000 до 99 000 руб. до вычета налогов, указано на HH.ru. При этом из отзывов сотрудников компании на портале pravda-sotrudnikov.ru (агрегирует отзывы работников различных компаний) следует, что на руки продавец-консультант московского салона связи за месяц работы получает около 35 000 руб.

Представители «Билайна», МТС и Tele2 не ответили на вопросы о том, какой размер премий и основной части зарплаты установлен для сотрудников салонов связи.

Всего в «Мегафоне» около 40 000 сотрудников, из которых примерно 15 000 работают в салонах связи, допустил аналитик «Финама» Леонид Делицын. По его оценке, основная часть зарплаты таких работников составляет примерно 20 000 руб. и еще столько же – премия. Если премия продавцов умножится на 0,4, то выходит, что они получат примерно 8000 руб., что достаточно ощутимо, рассуждает аналитик.

У «Мегафона» одна из самых больших розниц по сравнению с конкурентами из «большой четверки», обращает внимание гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. У оператора более 4000 точек продаж, включая салоны Yota, в которых могут работать от 12 000 до 15 000 сотрудников, соглашается он с Делицыным.

Премиальная часть продавцов в операторской рознице складывается из нескольких блоков, объясняет бывший сотрудник розницы одного из операторов. Это премии за продажу сим-карт, телефонов и аксессуаров, дополнительных платных услуг и проч. (домашнего интернета, спутникового ТВ, товаров ключевых партнеров). Также, по его словам, на премию влияют тайные покупатели либо проверки через аудио- или видеозамеры.

Как отмечает собеседник, все операторы копируют схемы премирования друг у друга либо используют опыт прочих ритейлов, изобрести что-то новое принципиально невозможно. Поскольку штрафы запрещены законом, то премиальная часть за продажи всегда покрыта сетью коэффициентов за выполнение или невыполнение целевых показателей по продажам/подключениям/обслуживанию, которые могут увеличить либо уменьшить ее в разы, объясняет он.

Премии сотрудникам могут складываться из следующих показателей: продажи в штучном и денежном выражении, удовлетворенность клиентов, реализация комплексных предложений (например, установка и настройка приложений на смартфоны), указывает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ранее KPI определялись количеством проданных сим-карт, но, скорее всего, сейчас этот показатель не является определяющим для выдачи премиальной части, предполагает он.

Все будет зависеть от целевых показателей, которые установит для сотрудников компания: если они будут реальными, то массового оттока не произойдет, полагают Кусков и Делицын. При формулировании плана продаж должна быть установлена максимальная прозрачность для сотрудников, которая формируется исходя из опыта, предыдущих показателей и заслуг, указывает Бурмистров. В противном случае непонимание и несогласие могут вызвать у сотрудника отторжение изменение системы премирования и соотношения оклад/премия. Уход сотрудников розницы «Мегафона» к конкурентам маловероятен, считает Кусков.

Весь операторский ритейл сейчас испытывает проблемы с реализацией сим-карт для новых абонентов и продажей оборудования, замечает Кусков. В конечном счете это может быть планомерным этапом сокращения розничной сети и повышения ее эффективности, считает Делицын. По его словам, торговля сейчас сосредоточена онлайн и гораздо более востребованы работники по сборке и выдаче заказов на маркетплейсах, а не продавцы салонов связи.

Переход на схожие позиции в пункты выдачи заказов маркетплейсов не сулит ничего радужного, считает Кусков. Например, сотрудники Wildberries неоднократно жаловались на штрафы, напомнил он. К тому же при выполнении планов зарплаты в ритейле мобильных операторов больше, чем в маркетплейсах, заключил аналитик.