Телевизоры с умными помощниками от «Яндекса» и «Сбера» нашли аудиторию

При этом китайские марки стали замещать «корейцев» на российском рынке
Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи Smart TV с российскими операционными системами за год выросли втрое. В I квартале 2022 г. устройств с установленными голосовыми помощниками «Яндекса» и «Сбера» было продано около 87 000, а в I квартале 2023 г. уже 300 000. Таким образом, доля таких телевизоров в I квартале 2023 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. выросла с 5 до 15%, подсчитали в «М.Видео-Эльдорадо». Тенденцию подтвердили сами компании-производители и маркетплейсы. Опрошенные «Ведомостями» эксперты связывают популярность телевизоров с отечественными ОС с удобством экосистемных сервисов, таких как онлайн-кинотеатры, голосовые помощники и умные колонки.

В целом на российском рынке в I квартале 2023 г. было продано 2 млн телевизоров, что на 15% больше, чем в предыдущем году, следует из статистики «М.Видео-Эльдорадо». Доля умных телевизоров на рынке составила чуть менее 85%, а в сети «М.Видео-Эльдорадо» уже превысила 90%, рассказал представитель компании. Около 60% продаж в количественном выражении пришлось на модели телевизоров с диагональю 32–45 дюймов и треть – с диагональю 45–60 дюймов.

Ярко выраженным становится замещение корейских марок китайскими, например Hisense и Haier, указал руководитель департамента «Кино и звук» группы «М.Видео-Эльдорадо» Алексей Никонов. В то же время востребованными остаются телевизоры брендов, ограничивших свое присутствие на российском рынке, таких как Samsung и LG.

За последний год доля телевизоров на платформе «Яндекс ТВ» среди всех проданных Smart TV на российском рынке действительно выросла в 3 раза, подтвердил представитель «Яндекса». Сейчас уже более 700 моделей и их модификаций работают на платформе «Яндекс ТВ», добавил он. Для сравнения: в 2022 г. их было чуть более 500.

В I квартале 2023 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. действительно выросла популярность телевизоров с операционной системой «Салют ТВ», подтверждает представитель «Сбера», не называя абсолютных значений и не раскрывая динамики продаж. Устройства с отечественными ОС постепенно начали занимать долю ушедших с рынка телевизоров с ОС Tizen и WebOS, добавил он.

«Наибольшей популярностью сейчас пользуются наши устройства со средней диагональю 32 и 43 дюйма, но спрос растет и на модели большего размера», – указал представитель «Сбера». На платформе «Салют ТВ» есть взаимодействие с голосовым ассистентом, предустановлены онлайн-кинотеатры и видеосервисы, есть интернет-браузер и возможность самостоятельно устанавливать APK-приложения через веб-интерфейс.

Рост продаж Smart TV с российскими ОС подтвердили и представители маркетплейсов Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет». В топ-5 брендов с операционной системой «Яндекса» на Ozon фигурируют телевизоры Hartens, Starwind, Hyundai, «Яндекс» и BBK, а «Сбера» – BQ, Digma, Supra, Blackton и BBK. В топ-5 наиболее востребованных марок на Wildberries вошли российские Polarine и Erisson, китайская BBK, а также корейские Samsung и LG, рассказал представитель этой площадки. На «Яндекс Маркете» спросом пользуются модели телевизоров бренда Tuvio, умный телевизор «Яндекса» с «Алисой» и модели российской марки Leff, перечислил представитель площадки.

На фоне ушедших с рынка корейских брендов телевизоров, таких как Samsung и LG, которые годом ранее на двоих имели 60% рынка в этой категории, начинают развиваться или новые для нашего рынка, или забытые бренды, такие как Grundig и Artel, обращает внимание коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов. Эти марки вместе с телевизорами от «Яндекса» и «Сбера» были незаметны годом ранее, а сейчас занимают долю более 6%, указывает он. Также 30%-ный рост в I квартале 2023 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. показали Haier, Hisense, TCL, Hyundai, Toshiba и др. Категория Smart TV в деньгах фактически вытеснила в этом году продукцию без этой опции: уже 95% продаж по итогам четырех месяцев 2023 г. занимают умные телевизоры, указал Погудалов.

Самый популярный отечественный бренд среди телевизоров на текущий момент – DEXP, но он занимает менее 2% российского рынка, говорит бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Антон Фомин. Основным игроком на российском рынке сейчас является китайский бренд Haier, уточняет он.

Рост популярности телевизоров с установленными операционными системами «Сбера» и «Яндекса» связан с тем, что пользователи все больше отдают предпочтение экосистемным продуктам IT-гигантов – покупают колонки, умные лампочки и управляют пулом устройств со смартфона, объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Потребителям уже хорошо знакомы голосовые помощники семейства «Салют» («Сбер») и «Алиса» («Яндекс»), с которыми они привыкли разговаривать.

Интерес к покупке телевизоров с операционными системами «Сбера» и «Яндекса» будет только расти, поскольку в них удобно интегрированы библиотеки онлайн-кинотеатров, продолжает аналитик. По словам Погудалова, немаловажную роль может сыграть расширение модельного ряда. Если функционал понравится текущим потребителям, то в дальнейшем спрос может формироваться через «сарафанное радио», допускает он.

Сейчас «Яндекс» и «Сбер» активно продвигают свои умные колонки и другие устройства для умного дома, что может существенно влиять на предпочтения потребителей при покупке телевизоров, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ряд привычных брендов ушли с российского рынка, сильно трансформировался ассортимент доступных устройств, поэтому стала заметнее доля российских и китайских брендов, а интеграция с «Яндексом» и «Сбером» улучшила их заметность для покупателей, указывает он. Вероятнее всего, этот тренд будет сохраняться как минимум на протяжении II–III кварталов 2023 г., но если в IV квартале произойдет ужесточение санкционного давления и усилятся сложности с ввозом товаров по параллельному импорту, то это положительно отразится на динамике продаж российских и китайских марок телевизоров, считает аналитик.