Иностранные сервисы онлайн-конференций теряют популярность

Корпоративные заказчики стали переходить на отечественные аналоги
Freepik

Популярный сервис видеоконференц-связи (ВКС) Zoom теряет российских пользователей. Осенью 2022 г. Zoom отдавали предпочтение 77% корпоративных пользователей, а в апреле 2023 г. их доля снизилась до 71,7%, следует из исследования аналитического агентства Telecom Daily, с которым ознакомились «Ведомости». Аудитория других иностранных ВКС-сервисов – Skype, Google Meet, MS Teams – также снизилась на 6–7 п. п., указано в исследовании.

Снижение популярности Zoom объясняется активным продвижением российских сервисов и ростом их использования, пояснил «Ведомостям» гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Заказчики присматриваются к растущему числу альтернативных отечественных аналогов Zoom, подтверждает управляющий партнер «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.

«Российские корпоративные пользователи действительно постепенно переходят с Zoom, Meet и Teams на отечественные платформы ВКС, это подтверждает и мой личный опыт активного участия в вебинарах и видеовстречах. Это во многом связано с усложнением продления корпоративных подписок на Zoom», – соглашается с ними аналитик MForum Алексей Бойко.

По его подсчетам, на рынке b2b совокупная доля использования российских решений ВКС уже около 50%, но на массовом b2c-рынке Zoom остается наиболее востребованным в России продуктом. «В 2023 г. ситуация вряд ли кардинально изменится», – резюмировал Бойко.

Многие корпоративные заказчики покупают лицензии в начале года сроком на 12 месяцев и истекшие в конце 2022 г. лицензии на иностранные сервисы не продлевались, рассуждает основатель Content Review Сергей Половников. «Вряд ли у заказчиков есть проблемы с покупкой лицензий американских сервисов – большинство из них уже давно наладили способы обхода блокировок платежей из РФ, – продолжает Половников. – Но и российские сервисы активно продвигаются на рынке, некоторые из которых интегрируются в крупные экосистемы». Доля Zoom будет сокращаться, но постепенно – в силу привычки пользователей, считает Половников.

Все опрошенные «Ведомостями» представители российских сервисов ВКС сообщили о росте числа подключений. Например, сервис Vinteo нарастил количество подключений на 30%, при этом число обращений со стороны заказчиков выросло в 3 раза, говорит директор по развитию бизнеса Vinteo Борис Попов. У сервиса 70% заказчиков – это госсектор (b2g), а 30% – бизнес (b2b), в первую очередь это нефтегазовая отрасль, банки и финансовые организации, добавил он. Другой отечественный сервис – ВКС IVA Technologies зафиксировал трехкратный рост количества подключений, проданных лицензий сервиса, сообщил гендиректор компании Станислав Иодковский. Наибольшим спросом эта платформа пользовалась в государственном, финансовом и промышленном секторах.

Сервис «Яндекс.Телемост», который входит в подразделение «Яндекс 360», нарастил свою дневную аудиторию в 20 раз, сообщил гендиректор подразделения Владимир Русинов. Число новых пользователей он не раскрыл, но сообщил, что этим сервисом пользуются организации из ритейл-индустрии, промышленности и производства, автомобильной отрасли, IT, сферы услуг и др. О росте числа подключений в 2,5 раза сообщили и в сервисе Videomost. Его клиенты в основном принадлежат к госсектору, банкам и страховым организациям, пояснила «Ведомостям» директор по маркетингу компании Надежда Алябьева.

Но ни один из отечественных сервисов не может служить полноценным аналогом Zoom, сходятся во мнении опрошенные «Ведомостями» разработчики.

«К сожалению, «отечественного Zoom» сейчас не существует, как и объективных предпосылок для его появления», – констатирует директор по развитию ВКС-сервиса TrueConf Дмитрий Одинцов. По его словам, сопоставимыми с Zoom мощностями для создания IT-инфраструктуры и центров обработки данных для поддержки публичного сервиса обладают лишь «Сбер» и «Яндекс». Но для планомерного развития подобной платформы требуются «серьезные постоянные вложения в развитие инфраструктуры и обслуживание аппаратных серверов», которые ставят под сомнение окупаемость такого сервиса, говорит эксперт.

«Не стоит забывать и о технологических нюансах: большинство современных российских сервисов ВКС построено на продуктах с открытым исходным кодом и зарубежных движках. Тот же Zoom использует свой собственный протокол связи, который и является основой общения между участниками конференций», – добавил Одинцов.

«Корректнее сказать, что российские сервисы найдут наконец признание среди отечественных заказчиков, когда те перестанут ждать чуда и прописывать в ТЗ 100% соответствие Zoom и Teams, а будут вместе с разработчиками вкладываться в развитие отечественного коммуникационного ПО. Тогда общими усилиями мы догоним и перегоним», – заключила Алябьева.