«Яндекс» стал лидером в сегменте по числу проданных гаджетов

Но в денежном выражении первые два места удержали Samsung и LG
Евгений Разумный / Ведомости

На фоне ухода иностранных вендоров с российского рынка в 2022 г. «Яндекс» почти вдвое нарастил продажи потребительской электроники и впервые стал лидером в сегменте. Доля рынка, которую заняла компания, в штуках составила 13,2%, всего было продано 2,5 млн устройств на 20,1 млрд руб., рассказал «Ведомостям» бизнес-аналитик «F+ tech Марвел» Антон Фомин. В 2021 г., когда компания продала 1,4 млн гаджетов на сумму 9,8 млрд руб., доля составила 7,3%, отметил эксперт. Общий объем сегмента потребэлектроники в 2022 г. составил 283,3 млрд руб.

К сегменту потребительской электроники «F+ tech| Марвел» относит 15 категорий товаров, в числе которых телевизоры, ТВ-приставки, домашние аудиосистемы, Bluetooth-колонки, игровые консоли, цифровые фотоаппараты, видеокамеры, дроны, автомобильные мультимедиасистемы и проч. Как следует из данных компании, «Яндексу» удалось занять доминирующую долю в сегменте, хотя его товары представлены лишь в трех категориях: домашние аудиосистемы, телевизоры и автомобильная навигация.

Представитель «Яндекса» подтвердил приведенные «F+ tech| Марвел» данные по продажам. Он также добавил, что у компании есть планы по расширению списка устройств под брендом «Яндекса», но отказался раскрыть подробности о проектах.

На 2-м месте по продажам в штуках после «Яндекса» в 2022 г. оказалась южнокорейская Samsung, доля которой на рынке год к году сократилась с 10,1 до 4,4%, на 3-м – еще один корейский бренд, LG (падение с 7,3 до 4,2%), на 4-м – американская JBL (падение с 7 до 4,1%), на 5-м – китайская марка Mi (один из суббрендов Xiaomi), которая, наоборот, нарастила долю с 2,7 до 3,7%.

В деньгах список лидеров рынка оказался иным: 1-е место заняла Samsung с долей 16,1%, 2-е – LG (14,4%), 3-е – «Яндекс» (7,1%), замыкают топ-5 китайские бренды Haier (6,6%) и Mi (5,6%), подсчитали аналитики «F+ tech| Марвел».

Помимо ухода зарубежных вендоров причиной роста доли «Яндекса» на рынке стало увеличение продаж колонок с голосовым ассистентом, отметил Фомин. В 2021 г. на колонки компании приходилось 65,8% продаж в категории в деньгах и 75,1% в штуках, привел данные эксперт. В 2022 г. доля колонок была уже на уровне 79% в деньгах и 81% в штуках. В январе 2023 г. замдиректора по стратегическому развитию группы «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий оценивал рынок умных колонок в 2022 г. в 3 млн шт. и 20–25 млрд руб.

В других категориях устройств доля «Яндекса» заметно ниже, по оценке экспертов «F+ tech-Марвел». В частности, в категории автомобильных навигаторов на товары компании в 2022 г. приходилось 3,5% продаж в штуках и 3,4% в деньгах, а в категории телевизоров – 0,35% в штуках и 0,36% в деньгах.

Наиболее крупными категориями на российском рынке среди аудио, видео и Hi-Fi техники в штучных продажах являются умные колонки с виртуальными ассистентами, продажи которых в 2022 г. составили 3 млн шт., портативная акустика (1,3 млн шт.) и внешние ТВ-приставки (850 000 шт.), говорит представитель «М.видео-Эльдорадо». По его словам, в сегменте умных колонок и ТВ-приставок российские компании, включая «Яндекс», VK и «Сбер», активно наращивают свое присутствие. В общей сложности на устройства экосистемных российских компаний в категории колонок пришлось более 95% продаж, отметил собеседник.

Позитивной динамике в этих категориях способствуют устойчивая ситуация с ассортиментом, появление новинок, а также популяризация экосистем и голосовых помощников этих брендов, добавил представитель «М.видео-Эльдорадо». Кроме того, растет популярность умных телевизоров и на каждом десятом приобретенном телевизоре были голосовые помощники и контентные платформы от российских разработчиков – «Яндекса» или «Сбера», добавил он.

Представители Ozon, «Яндекс.Маркета» и Wildberries не ответили на вопрос о том, какой была доля продаж устройств «Яндекса» в сегменте потребительской электроники в 2022 г. Представитель Wildberries уточнил лишь, что лидерами по спросу в сегменте стали российские и азиатские бренды. «Ведомости» также направили запрос в «Ситилинк».

Доминирующая доля «Яндекса» на рынке потребительской электроники объясняется прежде всего лидирующей позицией бренда в сегменте умных колонок, соглашаются эксперты. Но, по их словам, вопросы вызывают выбранные для анализа категории. «Данные по продажам кажутся релевантными, но объединять для анализа перечисленные категории не совсем логично, – рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. – Колонки дешевле и покупаются гораздо активнее, чем, например, телевизоры». Если бы аналитики включили в выборку категории планшетов и смартфонов, то лидером в сегменте могла бы стать Xiaomi, которая в прошлом году потеснила Samsung и Apple на российском рынке, добавил эксперт.

В прошлом году на проблемы с поставками комплектующих, начавшиеся еще в 2019 г., наложились ограничения импорта и уход крупных брендов, напомнил аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. После ажиотажного спроса в марте – апреле был довольно спокойный период в мае – июне, а потом стал ощущаться товарный голод, потому что поставки новой техники задерживались, добавил он.

Рынок действительно находился под большим давлением, согласился с ним гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В денежном выражении, по данным агентства, объем продаж потребительской электроники, компьютерной техники и мобильных устройств сократился примерно на 15,4% и составил около 2,2 трлн руб.

Бенефициарами 2022 г. стали все российские марки, которые могли продолжать импортировать электронику или производить ее внутри страны с использованием ввезенных комплектующих, добавил Вильянов. Помимо «Яндекса» это Hiper, F+, «Гравитон», Nerpa, ICL, большинство из которых так или иначе связаны с крупными российскими дистрибуторами, перечислил он. Наибольшей популярностью помимо колонок сейчас пользуются камеры видеонаблюдения и дроны, заметил Кусков. «В 2023 г. рынок потребительской электроники оживился, но приблизиться к показателям 2020–2021 гг. ему вряд ли удастся», – заключил он.