Уроки по беспилотной авиации могут включить в школьную программу

В вузах такие образовательные дисциплины уже есть
Управлять беспилотниками хотят научить со школьной скамьи/ Евгений Разумный / Ведомости

Участники российского рынка коммерческих беспилотников предложили добавить теоретические дисциплины и практические занятия по беспилотной авиации в школьную программу. Это следует из письма с предложениями «по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях развития беспилотной авиации», которое профильная ассоциация «Аэронекст» направила в Минтранс 24 марта. Подлинность документа «Ведомостям» подтвердил гендиректор ассоциации Глеб Бабинцев.

Включение занятий по беспилотникам в программу основного общего образования должно помочь обеспечить кадровый суверенитет России в авиационной сфере, следует из письма «Аэронекста». Как уточнил Бабинцев, беспилотная авиация может стать частью школьной программы в рамках предмета «Технология». По его словам, предмет нужно дополнить модулями, которые позволят школьникам получить базовые знания в области авиации. Например, в рамках программы было бы полезно изучать типы конструкций и программное обеспечение для обработки данных с беспилотников, добавил Бабинцев.

Представитель Минтранса подтвердил получение письма «Аэронекста», но вопрос о предложении ввести занятия по беспилотной авиации в школах перенаправил в Минпросвещения. «Ведомости» направили запрос в Минпросвещения.

Детей нужно учить прежде всего устройству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), согласился с Бабинцевым руководитель отдела образовательных проектов компании «Геоскан» Михаил Луцкий. Для этого можно использовать реальные коммерческие беспилотники и ПО для них, чтобы обучение было максимально приближено к практике, добавил эксперт рынка НТИ «Аэронет» Виталий Муниров. Кроме того, до детей необходимо доносить, что беспилотники можно использовать не только в фото- и видеосъемке и гонках, но и в сельском хозяйстве, кадастровом учете, строительстве, а также при поиске полезных ископаемых и мониторинге различных объектов, считает Луцкий.

Курсы по работе с беспилотниками должны не только готовить школьников для поступления на инженерные специальности, но и обучать их правилам пользования воздушным пространством, так как сейчас в законодательстве не прописан возраст, с которого можно пользоваться беспилотником, добавил генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов. Необходимо простым языком объяснять, что такое воздушное пространство, из каких элементов оно состоит, как получить к нему доступ, где можно летать и т. д., перечислил он. Кроме того, важно донести до школьников, какие риски несет использование дронов, добавил Хрипунов.

Дисциплину по беспилотникам есть шанс утвердить в школьной программе, но только в качестве дополнительного урока, считает управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Кучерена. ФГОС основного общего образования в ст. 26 устанавливает, что объем обязательной части программы составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений, – 30%, напомнила она. Соответственно, занятия по беспилотной авиации в образовательную программу можно внести как внеурочную деятельность по аналогии с недавно введенными и обязательными для посещения «Разговорами о важном», пояснила она.

Школьная программа – это сложная структура, поэтому ввести дополнительные часы будет затруднительно, пояснила «Ведомостям» ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Анна Вавилова. «С экономической точки зрения нужно понимать, что стоимость программ всех уровней в регионе посчитана. Возможности бюджета по финансированию не безграничны», – подчеркивает она.

В университетах специалистов в области беспилотников уже активно готовят. Общее количество студентов по программам, связанным с производством, обслуживанием и эксплуатацией беспилотных авиационных систем (БАС), составляет около 30 000 человек, сообщил «Ведомостям» представитель Минобрнауки. Специалистов готовят по таким направлениям, как «мехатроника и робототехника», «системы управления летательными аппаратами», «двигатели летательных аппаратов», «электроэнергетика и электротехника» и др.

30 марта об открытии новых направлений обучения для специалистов по беспилотникам объявили СПбПУ и СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. «Готовим пять новых специальностей, направлений для студентов, сейчас программы формируются. Они будут к новому учебному году», – сообщил директор Центра технологических проектов СПбПУ Алексей Майстро (цитата по ТАСС). По его словам, студенты смогут не только получить теоретические знания, но и поучаствовать в проектной деятельности. СПбГУТ, в свою очередь, планирует не только открыть несколько новых образовательных направлений, но также создать профильные кафедры и факультеты.

Программы, где готовят специалистов для беспилотников, есть и в нескольких столичных вузах. В МАИ на базе дирекции «Аэромобильность» реализуется несколько видов программ, по которым можно обучиться управлению беспилотником. Это программы дополнительного профессионального образования и основное профессиональное обучение, рассказал «Ведомостям» руководитель образовательных программ дирекции «Аэромобильность» МАИ Алексей Ежов.

Институт повышения квалификации и аттестации кадров Московского государственного технического университета гражданской авиации в конце марта также приступил к обучению новой группы инструкторского состава для эксплуатации БАС, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг. Курс рассчитан на 112 часов. Помимо того, подготовка бакалавров и магистров с компетенциями БАС ведется Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения, рассказал эксперт рынка НТИ AeroNet Алексей Рабин.

Новая отрасль БПЛА сейчас активно формируется и требуется насытить ее специалистами, которые умеют управлять дронами, конструировать, программировать их, считает проректор Университета национальной технологической инициативы 2035 Роберт Уразов. Сделать это необходимо в самые короткие сроки, поэтому на первый план выходят быстрые программы и образовательные модули, которые позволяют оперативно овладеть необходимыми навыками для управления аппаратами и решения первоочередных задач.

«Широта применения БПЛА огромна. Наиболее перспективные сферы применения БАС, которые уже в этом году могут показать наибольший рост, – это сельское хозяйство, логистика, энергетика, строительство, мониторинг, дистанционное зондирование Земли», – пояснил Уразов. Для решения задач сельского хозяйства уже в следующем году может потребоваться около 60 000 операторов дронов, а в горизонте трех лет цифра может достичь 100 000. В мониторинге чрезвычайных ситуаций, местности, кадастровой оценке в ближайшие 2–3 года будет занято порядка 50 000–60 000 человек, заключил он.

По словам Бабинцева, главной проблемой для развития беспилотной отрасли является дефицит высококлассных инженеров. Речь прежде всего о конструкторах силовых установок, винтомоторных групп, а также радиоэлектронных систем, перечислил глава «Аэронекста». Кроме того, на рынке нехватка программистов, владеющих навыком математического моделирования полета воздушного судна, добавил он.

Чтобы подготовить необходимое российской беспилотной индустрии количество квалифицированных специалистов и закрыть текущие запросы, потребуется около двух лет, рассказал генеральный директор компании «Флай дрон» Никита Данилов. Это возможно при условии активного содействия данному процессу со стороны всех участников рынка в части стимулирования притока кадров в отрасль.

«После завершения спецоперации специальности, связанные с полетами беспилотников, будут, безусловно, актуальны и востребованы. Во-первых, в силу общего развития беспилотной авиации в мире. Во-вторых, в контексте стимулирования отрасли на уровне руководства страны», – добавил он.