Wildberries запустит собственный бренд электроники и бытовой техники

Производить ее планируется как на российских заводах, так и в Китае
Евгений Разумный / Ведомости

Wildberries начнет продавать смартфоны, телевизоры и холодильники под собственной торговой маркой (СТМ), рассказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, стоимость продукции будет находиться «в среднем ценовом сегменте». Источник «Ведомостей» на рынке электронной торговли знает, что развивать продажи бытовой техники и электроники компания будет под брендами Razz и Ruzz. Как следует из материалов Роспатента, документы на регистрацию соответствующих торговых знаков компания подала в конце декабря 2022 г.

В ближайшее время на маркетплейсе начнет продаваться около 100 наименований бытовой техники и электроники под СТМ, в том числе холодильники, стиральные машины, пылесосы, блендеры, миксеры, телевизоры и др., перечислил представитель Wildberries. По его словам, через несколько месяцев этот список также пополнят носимые гаджеты – планшеты, ноутбуки и смартфоны. Интерес к продаже техники под СТМ в Wildberries объясняют общим дефицитом предложения на рынке и ростом спроса в этом сегменте. В частности, в 2022 г. продажи техники и электроники на Wildberries выросли на 97% год к году, заметнее всего выросли сегменты бытовой техники (+108%), ноутбуков и компьютеров (+132%), а также оборудования для умного дома и безопасности (+233%), привел данные представитель компании.

По оценке GS Group, доля бытовой техники и электроники, которая сейчас приходится на СТМ, в России составляет около 30–40%. Больше всего их в категории мелкой бытовой техники – 60–70%, среди наиболее востребованных брендов – Redmond, Vitek и Polaris, перечислил руководитель аналитического центра холдинга GS Group Александр Сурков. В категории телевизоров доля СТМ находится на уровне 50–60%, популярностью пользуются бренды DEXP, «Яндекс», «Салют ТВ», Harper, Kion, продолжил эксперт. СТМ в сегменте планшетов составляют около 20–30%, в крупной бытовой технике – до 5%, смартфоны по доле СТМ «пока явно проигрывают», добавил он.

Объем российского рынка СТМ-брендов в сегменте бытовой техники и электроники за 11 месяцев 2021 г. вырос год к году на 42% до 60,3 млрд руб., по расчетам агентства GfK.

Большая часть бытовой техники Wildberries будет собираться на китайских заводах, а телевизоры – в России и Белоруссии, сказал представитель компании, но где именно и в каком объеме, не раскрыл. Тестовые поставки и продажи электроники уже начались, добавил он, уточнив, что пробная партия телевизоров и миксеров под СТМ была полностью распродана. По его словам, в первое время технику можно будет купить только в России, но маркетплейс планирует запустить продажи и на территории других стран присутствия, в том числе в Белоруссии, Казахстане и Армении.

В России технику для Wildberries могут производить на мощностях заводов ICL, Haier, в Белоруссии – на заводах холдинга «Горизонт», говорит Сурков. В случае с Китаем это те же фабрики, что производят технику для Xiaomi, предположил он.

О намерении развивать продажи электроники под собственными брендами в 2022 г. также заявили маркетплейсы Ozon и «Яндекс.Маркет». Сейчас вся электроника и бытовая техника СТМ Ozon производится под брендом Hartens, его маркетплейс выкупил еще осенью 2021 г. для выпуска телевизоров. Под этой маркой продается также аудиотехника, встраиваемая крупная бытовая техника, мелкая бытовая техника и аксессуары, уточнил представитель площадки.

«Яндекс.Маркет» торгует бытовой техникой и электроникой под брендом Tuvio. В списке товаров под СТМ – телевизоры, чайники, морозильные лари, микроволновки, стиральные машины, которые лидируют по продажам в категории, уточнил представитель маркетплейса. Количество проданных под собственной маркой товаров в компании раскрыть отказались.

Решение Wildberries создать собственный бренд техники связано с общим трендом на запуск СТМ в России на фоне ухода иностранных брендов, считает Сурков. Вторая причина, по его словам, – это рост популярности маркетплейсов. «Основное конкурентное преимущество Wildberries – это популярность его платформы, что дает возможность быстро продвинуть свои СТМ и надавить на поставщиков для получения низких закупочных цен», – добавил он.

Пока доля СТМ в сегменте бытовой техники у маркетплейсов намного ниже, чем у ритейлеров «М.видео-Эльдорадо» или DNS, однако она стабильно растет, добавил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «В условиях, когда ряд известных брендов ушли с российского рынка, компании могут завести в ассортимент новый относительно малоизвестный бренд или запустить СТМ, но во втором случае они управляют ценообразованием и промо, могут дифференцироваться и более эффективно конкурировать с другими маркетплейсами и ритейлерами», – объяснил он.

По словам Бурмистрова, на начальном этапе, который подразумевает разработку бренда, выбор партнеров, формирование требований, тестирование и проч., Wildberries, скорее всего, вложил в направление не более 30 млн руб. Если речь идет про OEM-производство, когда компания выбирает товары из уже существующих моделей на фабрике, а не разрабатывает собственный дизайн, то стоимость запуска СТМ укладывается в стоимость первоначальной закупки, рассуждает коммерческий директор «Ф-плюс мобайла» Андрей Никитин.

Есть и другие расходы, такие как сертификация, логистика, таможенные сборы и т. д., но они незначительны на фоне стоимости первоначальной партии, добавил он. Объем инвестиций в дальнейшее развитие СТМ зависит от размеров продуктовой линейки, но его можно оценить в 5–10 млрд руб., считает Сурков.