Средняя цена смартфона в России упала ниже 20 000 рублей

Сказалось резкое сокращение ассортимента дорогих моделей ушедших из России Apple и Samsung
Максим Стулов / Ведомости

В 2022 г. средняя цена смартфона упала почти на 20% до отметки ниже 20 000 руб. За год показатель снизился с 23 300 до 19 200 руб., говорится в исследовании GS Group. По подсчетам Telecom Daily, средняя цена смартфона в прошлом году составила 19 500 руб., тогда как годом ранее она была на 15% выше.

По данным Wildberries, средний чек в 2022 г. составил 15 000 руб. за смартфон. Но на стоимости флагманских устройств эта динамика не отразилась: к падению цен привело резкое сокращение в розничных сетях ассортимента дорогих моделей ушедших из России брендов Apple и Samsung, указывают опрошенные эксперты.

Китай вместо Америки и Кореи

Снижение средней цены объясняется сразу несколькими причинами, говорит руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. «В течение 2022 г. значительно снизились поставки дорогих смартфонов Apple и Samsung, а следовательно, и их доля в обороте рынка, а поставки бюджетных смартфонов от Tecno, Itel и прочих брендов, напротив, выросли», – объясняет он.

В прошлом году по сравнению с предыдущим годом импорт iPhone в Россию в штучном выражении сократился вдвое, а гаджетов Samsung – втрое, писали в конце февраля 2023 г. «Ведомости» со ссылкой на данные GS Group. Но снижение коснулось не только премиальных марок телефонов. Количество всех проданных смартфонов на российском рынке упало на 18% с 30 млн до 24,5 млн, следует из статистики Telecom Daily.

В прошлом году, особенно в IV квартале, действительно наблюдалось ярко выраженное снижение цен на смартфоны, подтверждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это было связано с укреплением рубля и резким сокращением ассортимента доступных в розничных сетях моделей Apple и Samsung. На снижении средней цены также сказались общее падение расходов россиян на необязательные траты и выбор в пользу более бюджетных моделей устройств, добавляет бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Антон Фомин.

Прошлый год ознаменовался технологическим прогрессом китайских брендов, продолжает Фомин. «Все значимые производители смартфонов активно развивали характеристики своих флагманских моделей практически до уровня лидеров – Samsung и Apple. В 2022 г. окончательно сформировался тренд на смартфоны с раскладным, раздвижным или гибким экраном. Такие гаджеты есть теперь не только у Samsung и Huawei, но и у Xiaomi, VIVO, ZTE, Tecno, Oppo и других производителей», – перечисляет он.

По словам аналитика, китайские компании уже презентовали свои новинки и в 2023 г. поставят их на российский рынок. Хотя все раскладные модели представлены в верхнем ценовом сегменте и не составляют заметной доли в продажах, но в этом году продолжится тенденция к их популяризации и снижению стоимости, допускает он.

Новые рейтинги гаджетов

Средний чек на смартфоны снизился, фиксирует представитель «М.видео-Эльдорадо». Более 15,5 млн проданных смартфонов пришлось на смартфоны китайских брендов, что сопоставимо с 65%-ной долей рынка в количественном выражении, тогда как годом ранее на них приходилась лишь половина, продолжает он. «Наибольшей популярностью в 2022 г. пользовался бренд Xiaomi, занимавший в 2021 г. вторую строчку. С четвертой на вторую позицию поднялся Realme, увеличивший долю почти в 2,5 раза. Третьим стал Samsung, лидировавший в прошлые годы. На 4-м месте Apple, а на пятой строчке впервые оказался бренд Tecno», – указал представитель розничной сети.

В прошлом году покупатели выбирали более бюджетные устройства, сообщил представитель «Ситилинка». Снижение средней цены на смартфоны подтвердили представители Tele2, «Мегафона» и МТС.

Самыми популярными китайскими брендами у россиян в 2022 г. были Xiaomi, Realme, Tecno, причем в топ-10 наиболее покупаемых моделей оказалось семь гаджетов от вендоров из Китая, сообщил представитель МТС. В розничной сети «Мегафона» высокой популярностью пользовались Tecno и Itel, сообщил директор по продажам компании Давид Борзилов. В розничной сети «Билайна» активно росли Tecno и Infinix, сказал ее представитель. В 2022 г. значительно прибавили в продажах и были замечены широкой аудиторией устройства Tecno и Infinix, отметил представитель Tele2.

Китайские бренды Realme и Tecno за последнее время вошли в топ-3 по штучным продажам и пользуются колоссальным спросом, тогда как лидерство стабильно удерживает Xiaomi, сообщил представитель Ozon. У Wildberries в топ-5 брендов сейчас входят корейские и китайские компании, такие как Xiaomi, Realme, Samsung, Poco и Tecno, тогда как годом ранее в пятерку вендоров входили Xiaomi, Samsung, Apple, Realme, ZTE.

Золотые «яблоки»

Но пользователи, привыкшие к премиальным устройствам, нашли выход и продолжили покупать дорогую технику ушедших брендов на «Авито» или привозить самостоятельно из других стран, обращает внимание Бурмистров.

После официальной остановки продаж Apple в России «Авито» стала одной из основных площадок для приобретения iPhone (как б/у, так и ввезенных через альтернативные каналы дистрибуции), подтвердил представитель площадки. Это повлияло на рост спроса на них на платформе и увеличение доли в продажах этих устройств. «Продажи «яблочных» смартфонов выросли почти на 40% по сравнению с 2021 г., а средний чек покупки [смартфонов] составил 26 840 руб.», – сказал собеседник. Средняя цена iPhone на первичном рынке в России в 2022 г. была в 3 раза выше – 86 000 руб., следует из пресс-релиза площадки.

Вторым по популярности среди покупок на «Авито» оказался Samsung. Так, на продажи смартфонов этой марки пришлось 15% от всех сделок по покупке мобильного телефона на сайте. «В 2022 г. россияне покупали устройства Samsung на 11% активнее по сравнению с предыдущим годом. Приобрести модель бренда на «Авито» можно в среднем за 14 380 руб., что дешевле средней цены на первичном рынке (19 000 руб.) на 24%», – указал представитель классифайда.

В ожидании роста цен

Вероятнее всего, средняя цена на смартфоны в 2023 г. возрастет, а количество проданных устройств увеличится, ожидает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В этом году будет продано 26 млн смартфонов по средней цене более 21 000 руб., прогнозирует он.

По оценке бизнес-аналитиков «Марвел-дистрибуции», средняя цена в 2023 г. будет расти и стабилизируется по итогам первого полугодия на уровне до 23 000 руб.

Китайские бренды, хорошо освоившись на российском рынке, начнут поднимать цены, а также привозить более дорогие модели, поэтому средняя цена на рынке смартфонов будет расти, предполагает Сурков. Средняя цена на смартфоны будет расти в этом году из-за ослабления рубля, соглашается Бурмистров. Скорее всего, китайские компании будут увеличивать цену из-за логистических издержек и курсовой разницы, а также привозить более дорогие модели, считает он.

Что касается продукции Apple, то введение санкций (американские ограничения на ввоз в РФ устройств дороже $300, а также любой продукции, на 25% состоящей из американских технологий или компонентов. – «Ведомости») сильно усложнит ввоз в страну iPhone даже по параллельному импорту, предупреждает Бурмистров.

Ограничения с большой долей вероятности не окажут никакого влияния, спорит Фомин. По его мнению, к сложностям российский рынок уже адаптировался, выстроил новые логистические цепочки, нашел поставщиков практически любого востребованного товара по схеме параллельного импорта. Кроме того, нет никакой очевидной и устоявшейся практики, связанной с применением вторичных санкций, поэтому для российского потребителя пока ничего не изменится, заключил эксперт.