Сотовой связи надо продержаться два года «переходного периода»
Отрасль должна выбрать сценарий жизни под технологическим эмбаргоПосле утверждения Евросоюзом 6 октября 2022 г. восьмого пакета санкций в отношении России европейские IТ-компании больше не могут предоставлять архитектурные и инженерные услуги для своих российских клиентов, а также консультировать их. На деле это означает, что запрет распространяется не только на продажу нового оборудования, но и на техподдержку уже купленных продуктов – установку оборудования, настройку сетей и внедрение программного обеспечения (ПО), а также на их ремонт и обслуживание.
Два источника «Ведомостей», близких к большой четверке операторов, уже заявили о сложностях при взаимодействии с финской Nokia и шведской Ericsson. «Никаких обновлений софта не будет. Ремонта не будет. Поставок запчастей не будет», – бьет тревогу один из них. По оценкам второго собеседника, 50–60% российской сотовой инфраструктуры – это связка Nokia – Ericsson (примерно по 25–30% на каждую). Зависимость от иностранных вендоров колоссальная: обе компании выпускают полный цикл коммуникационного оборудования и ПО для сетей мобильной связи. Nokia и Ericsson после начала специальной военной операции (СВО) приостановили поставки телекомоборудования в Россию, а позднее объявили о том, что с 2023 г. прекратят все операции с клиентами в стране.
Источники Reuters уже грозили россиянам в 2023 г. замедленной передачей данных и растущим количеством сброшенных вызовов в связи с отсутствием обновлений ПО. Минцифры поспешило успокоить общественность: «Уход компаний не отразится на качестве связи». Ранее министр Максут Шадаев говорил, что четыре федеральных оператора связи (МТС, «Мегафон», Tele2, «Билайн») подписали форвардные контракты на приобретение телекомоборудования российского производства на сумму более 100 млрд руб. Но, как писали «Ведомости» ранее, поставки отечественных базовых станций начнутся только с 2025 г. А как протянуть еще два года?
После начала СВО США, ЕС и другие страны ввели санкции в отношении высокотехнологичного экспорта в Россию: для поставки подобной продукции желающие должны получать специальную экспортную лицензию. И речь даже не о поставке оборудования для расширения сетей, а о запчастях, необходимых для поддержания работы существующей инфраструктуры, писал РБК со ссылкой на неназванного собеседника. Позднее, в начале декабря, глава «Мегафона» Хачатур Помбухчан в интервью изданию говорил, что Nokia делали четыре обращения за экспортными лицензиями, два – европейским регуляторам, два – американским и лишь одно было удовлетворено.
Nokia в начале ноября рекомендовала своим клиентам обращаться за техподдержкой в российское ООО «Телесистемы сервис», в котором будет работать часть сотрудников финской компании, писал РБК в ноябре со ссылкой на источники. В середине декабря Ericsson объявила о передаче поддержки клиентов в России компании, принадлежащей бывшим операционным менеджерам подразделения в стране. Шведская корпорация продала российскую «дочку» ООО «Сонерик», которой достались «около 40 российских сотрудников, а также определенные активы и контракты, связанные с бизнесом», выяснил ComNews.
Nokia и Ericsson выделили техподдержку в отдельные юрлица неспроста: это позволит поддерживать работу ранее установленного оборудования, объясняет «Ведомостям» источник, близкий к поставщикам. Лицензии (ключи активации) на работу оборудования нужно обновлять при переносе и переподключении базовых станций на новом месте. Сам вендор оказать эту услугу не может из-за санкций, а вот сторонняя компания с компетенциями – вполне.
Помимо того, после ухода вендоров из России телекомоператоры начали массово перекупать технических специалистов, говорят два собеседника «Ведомостей», близких к производителям. В российских «дочках» вендоров работало по 200–300 сотрудников в каждой и большая часть из них уже перешла к операторам, знает один из них.
Третий шаг, который, по всей видимости, будут вынуждены сделать операторы – это процедура свопа (от англ. swap – замена, модернизация оборудования с переходом от одного поставщика к другому. – «Ведомости»), продолжает источник, близкий к производителям. Когда из строя будет выходить оборудование Nokia и Ericsson в центральных регионах, туда могут переносить оборудование Huawei, присутствие которого традиционно шире в восточной части России. Но в таком случае начнет деградировать связь за Уралом, опасается собеседник.
Но это все довольно сложные сценарии. Гораздо проще надеяться на параллельный импорт. И, как говорят собеседники «Ведомостей» в операторах, бюджет на оборудование с учетом повышенного коэффициента стоимости «объездной» логистики у компаний уже заложен. Но, как говорится, ждать осталось недолго и что будут делать операторы, мы узнаем из новостей.