Государство окончательно признало IT-специалистов отдельным сословием

Компаниям – разработчикам ПО и их сотрудникам дали беспрецедентные льготы и привилегии
 80% уехавших продолжают работать на российские компании, находясь в дружественных странах
80% уехавших продолжают работать на российские компании, находясь в дружественных странах / Freepik

В сентябре 2022 г., пока одни айтишники стояли в очередях, пытаясь пересечь границу с соседними республиками, а другие сеяли панику в отраслевых чатах и Telegram-каналах, профильное Минцифры в очередной раз вступилось за отрасль, предоставив IT-специалистам отсрочку от частичной мобилизации. 26 сентября министр Максут Шадаев провел вебинар, где на протяжении полутора часов лично отвечал на вопросы обеспокоенных разработчиков, а уже спустя несколько часов ведомство опубликовало анкету для сотрудников IT-компаний, которую нужно было заполнить тем, кто попадал под частичную мобилизацию, но при этом не хотел бы в ней участвовать.

Такую поддержку и защиту отрасли Минцифры предоставляет не впервые. Еще в 2020 г. был запущен налоговый маневр для IT-компаний, предполагающий сниженные налоговые ставки для разработчиков программного обеспечения (ПО). В 2021 г. был утвержден дополнительный пакет мер, расширивший список грантополучателей. Весной 2022 г. правительство предложило IT-специалистам отсрочку от армии, льготные ставки по ипотеке, а также утвердило финансирование программы льготных кредитов для самих компаний, которые позволили бы быстрее разрабатывать и выводить новое отечественное ПО на рынок и внедрять его.

Одним словом, условия более чем привлекательные. Если вы не следили пристально за происходящим в отрасли, то, вероятно, решили, что происходит какая-то форменная несправедливость. Почему IT-специалисты, которые получают очень высокие по российским меркам зарплаты (по данным Recruitment Centre Innopolis, в феврале 2022 г. их максимальный уровень достиг 500 000 руб.), еще и одарены льготами, которых, пожалуй, больше нет ни у одной другой отрасли?

Наверное, предположите вы, активный министр слышит и прислушивается ко всем ее просьбам. В отличие от многих других Шадаев действительно относительно открыт, отвечает в профильных чатах на вопросы специалистов, не вынуждая их обращаться через пресс-службу. Но тому есть свои причины.

Несмотря на все усилия Минцифры и льготы правительства, с начала года из России уехало около 100 000 IT-специалистов. Об этом сам Шадаев заявил на правительственном часе в Госдуме 20 декабря. В выступлении министр уточнил, что сейчас 80% уехавших продолжают работать на российские компании, находясь в дружественных странах, и что Минцифры не поддерживает введения законодательного запрета на удаленку в IT-компаниях.

Если учесть, что на конец 2021 г. в России насчитывалось 1,7 млн IT-специалистов (такую оценку приводил первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак), то 100 000 – это 6% от общего числа. В целом не так уж много, если не учитывать то, что дефицит кадров в отрасли уже на начало 2022 г. составлял 1 млн человек, о чем вице-премьер Дмитрий Чернышенко упоминал на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 г. При таком раскладе отъезд и сотни тысяч специалистов превращается в серьезную проблему.

От того, насколько быстро и эффективно будет решен вопрос дефицита кадров, зависит и достижение следующей глобальной цели – технологического суверенитета России, о котором правительство в последнее время говорит все чаще и чаще. Уже через два года, к 1 января 2025 г., все объекты критической информационной инфраструктуры – а это весь телеком, банки, авиация, госуправление, энергетический и нефтяной секторы – должны полностью перейти на отечественное ПО. Кто его будет разрабатывать, если в России в принципе не хватает айтишников?

Таким образом, если у профильного ведомства и до начала СВО была задача по удержанию в стране IT-специалистов, то сейчас от успеха этого предприятия зависит гораздо больше, чем просто стабильная работа популярных цифровых сервисов.

Так что, вероятно, в этом году сословие IT-специалистов получило далеко не последние привилегии, можно ждать и требовать новых льгот.