Маркетплейсы могут подключиться к дистанционной продаже вин

Первоначально эксперимент планировалось проводить только с участием «Почты России»
Эксперты выступают за расширение эксперимента по продаже алкоголя в интернете
Эксперты выступают за расширение эксперимента по продаже алкоголя в интернете / Максим Григорьев / ТАСС

Эксперимент по дистанционной торговле российскими винами, который должен стартовать в ноябре 2023 г., могут расширить на маркетплейсы. Этот вопрос обсуждался на совещании у помощника президента РФ Максима Орешкина, рассказал «Ведомостям» представитель Минпромторга. Помимо онлайн-платформ чиновники решили «проработать целесообразность привлечения к эксперименту» и торговые дома производителей отечественных вин, добавил собеседник.

Онлайн-продажа алкоголя в России сейчас запрещена законом. Но на фоне общего развития онлайн-торговли предложение разрешить продавать алкогольные напитки в интернете обсуждается последние несколько лет. Основную сложность вызывает вопрос подтверждения возраста покупателя. Весной 2021 г. «эксперимент с прямыми поставками российского вина от изготовителей до потребителей» поручил провести президент России Владимир Путин, сообщал РБК. «Одним из условий проведения данного эксперимента в указании президента РФ значится установление срока доставки не менее 24 часов с момента заказа», – подчеркнул представитель Минпромторга.

В результате поручения президента Минфином был подготовлен законопроект, регламентирующий эксперимент по продаже алкоголя онлайн. Он начнется в Москве и Подмосковье 1 ноября 2023 г. и продлится до 31 июля 2026 г., писала газета «Известия» в ноябре 2022 г. В качестве платформы для эксперимента была предложена инфраструктура «Почты России».

«Вопрос о расширении эксперимента, в том числе с точки зрения увеличения каналов продаж, целесообразно рассматривать в ходе его проведения», – сообщил «Ведомостям» представитель Минфина в ответ на вопрос о возможности включения в эксперимент крупнейших маркетплейсов. На первоначальном этапе эксперимента «необходимо обеспечить эффективное администрирование возрастных и временных ограничений на розничную продажу алкоголя в новом онлайн-формате», – пояснил собеседник. Эти обязательства и должна взять на себя «Почта России», добавил представитель министерства.

«После получения первых результатов от эксперимента возможно обсуждение дополнительных условий его проведения», – отметил представитель Минпромторга. В целом ведомство поддерживает «возможность осуществления легальной продажи алкогольной продукции дистанционным способом».

Это, по мнению руководства Минпромторга, отразится на сокращении оборота контрафактной алкогольной продукции в интернете.

Статистика Росалкогольрегулирования (РАР) говорит, что производство российского вина (без учета игристого вина, винных напитков, ликерных и фруктовых вин) в последние годы снижается. Если в 2019 г. в стране было выпущено 32,8 млн дал, то в 2020 г. – 30,9 млн дал, а в прошлом году – лишь 29,8 млн дал. Общий объем винодельческой продукции, по данным РАР, упал с 87,3 млн дал в 2019 г. до 70,3 млн дал в 2020 г. и до 60,3 млн дал в 2021 г.

«Сейчас у «Почты» нет договоренностей с участниками рынка, потому что не существует регуляторной рамки по эксперименту, а значит, обсуждение условий сотрудничества невозможно, – сообщил «Ведомостям» представитель «Почты России». – Мы будем открыты и готовы сотрудничать со всеми компаниями и производителями, на которых будет распространяться законопроект».

«Мы позитивно относимся к расширению участников эксперимента по онлайн-продаже вина и участвуем в обсуждениях этого вопроса», – заявил «Ведомостям» представитель маркетплейса Ozon. По его мнению, участие в эксперименте большего количества компаний «станет важной мерой поддержки отечественного виноделия». Представитель Wildberries отказался от комментариев. Представитель «Яндекс.Маркета» не ответил на вопросы по эксперименту.

Платформа «Сбермаркет» готова «выступить площадкой для эксперимента, а также предложить свои компетенции в сфере логистики и ИТ-решений», заявил «Ведомостям» GR-директор «Сбермаркета» Павел Глухов. «С помощью наших ИТ-технологий можно на 100% контролировать цепочку продаж, проверять возраст покупателя и тем самым исключить покупку алкоголя несовершеннолетними, регулировать время продажи алкоголя. Кроме этого, наш сервис имеет самую широкую региональную представленность и дает возможность расширить географию эксперимента», – заявил он.

Эксперты выступают за расширение эксперимента по продаже алкоголя в интернете. Действующий вариант эксперимента, при котором доставка алкоголя возможна только на следующий день и только «Почтой России», выглядит «крайне ущербным», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, поскольку онлайн-покупатели сегодня привыкли «к совершенно другим параметрам доставки», эксперимент по доставке алкоголя ограниченного ассортимента силами ограниченного числа игроков рынка и только на следующие сутки после заказа не будет релевантным. «Конечно, привлечение крупнейших маркетплейсов могло бы сделать этот эксперимент более релевантным и позволило бы принимать более взвешенные решения», – подчеркнул он. Кроме того, маркетплейсы сегодня обладают гораздо более развитой инфраструктурой, нежели «Почта России».

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз обратил внимание на то, что Россия остается единственной страной в Европе, в которой алкоголь не продается в интернете. Возможно, в эксперименте следует задействовать не только маркетплейсы, но и представителей продуктового ритейла, которые развивают сервисы онлайн-доставки, допускает он. «Чем больше компаний будет участвовать в эксперименте, тем лучше», – замечает Дробиз, добавляя, что продажи через интернет в целом «наиболее перспективное развитие торговли». Опасение же Минздрава, что при онлайн-торговле доступ к алкоголю могут получить дети, решается путем проверки документов покупателя при получении товара, резюмировал Дробиз. «Ведомости» направили запрос в Минздрав.

«Популярность российских маркетплейсов у потребителей и их логистические возможности гораздо выше, чем у отечественной почты. Поэтому было бы правильным использовать эти ресурсы для сотрудничества», – считает член комитета по экономической политике Госдумы Сергей Алтухов («Единая Россия»). Но при этом необходимо создать правовое пространство, где бы были учтены требования законодательства, которые предъявляются и к офлайн-торговле, в первую очередь «категорически исключить продажу алкоголя несовершеннолетним», отметил эксперт.