Российские разработчики должны создать 2300 новых программ для промышленности за семь лет
Отечественные CAD/PLM-системы придется упорно доводить до уровня импортных аналоговК 2030 г. российские разработчики инженерного софта должны будут создать более 2300 новых программных продуктов. Это следует из дорожной карты «Новое индустриальное программное обеспечение» на период до 2030 г. Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил источник в правительстве.
Речь идет о системах автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом изделий (CAD и PLM) среднего и тяжелого классов. Они используются в основном в промышленности. На конференции ЦИПР летом 2022 г. премьер Михаил Мишустин заявил, что сейчас лишь 23% используемых в промышленности IT-решений являются отечественными. В связи с этим проблема импортозамещения в отрасли стоит особенно остро.
«Доля затрат на такие покупки (отечественного промышленного ПО) в ближайшие 2–3 года должна вырасти до 70% от всех расходов на цифровизацию», – заявил тогда премьер. Мишустин напомнил, что установлены сроки отказа от использования иностранных технологий на значимых объектах критической информационной инфраструктуры: к 2025 г. все зарубежные решения и аппаратно-программные комплексы по планам должны быть выведены из эксплуатации и заменены на российские.
Кураторы от промышленности
Как следует из дорожной карты, количество российских CAD- и PLM-систем в 2021 г. исчислялось 1323 единицами, а к 2025 г. должно вырасти до 2082, к 2030 г. – до 3669. В целом доля использования российского индустриального ПО должна увеличиться с 41 до 58% к 2025 г. и достичь 90% к 2030 г. В числе ответственных исполнителей за доработку и внедрение индустриального ПО – «ОДК-авиадвигатель», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «АвтоВАЗ», группа ГАЗ, концерн «Калашников», «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и др.
Зачем нужны CAD и PLM
CAD-системы (Computer-aided Design), или системы автоматизированного проектирования, – это специализированное инженерное ПО, которое обеспечивает весь комплекс проектно-конструкторских работ от разработки до производства. PLM-системы (Product Lifecycle Management, управление жизненным циклом изделий) – это софт, который позволяет контролировать стадии эксплуатации, обслуживания и утилизации продукта. Информацию из PLM-систем могут использовать все участники процесса: производитель продукта, поставщики, субподрядчики, заказчики и потребители.
В частности, производитель газотурбинных двигателей для гражданской авиации «ОДК-авиадвигатель» (входит в «Ростех») должен к 2026 г. внедрить отечественную CAD-систему и ПО для разработки изделий из полимеров и композитов, а к 2027 г. – российскую PLM-систему, говорится в документе. Продукты будут созданы на базе решений крупного разработчика инженерного ПО и интегратора в сфере автоматизации АСКОН, уточняется в карте. Это позволит заместить такие продукты ушедшей из России немецкой компании Siemens, как Siemens NX, Teamcenter и FiberSIM. Siemens объявила о прекращении поставок в Россию и приостановке проектов в стране еще в марте.
Концерн «Калашников» к маю 2025 г. должен разработать централизованную унифицированную PLM-систему на базе отечественного решения и открытой платформы СУБД, говорится в документе. ТМХ к марту 2025 г. должен создать децентрализованное защищенное хранилище и среду безопасного обмена данными по жизненному циклу изделий на основе блокчейна. Как следует из дорожной карты, объем российского рынка технологических решений, создаваемых в рамках направления, в 2025 г. должен составить 58 млрд руб., а в 2030 г. – 113 млрд руб.
Объем бюджетных средств, заложенных на CAD- и PLM-системы, в дорожной карте не приводится. Объем внебюджетных средств, затраченных на мероприятия в рамках карты, с 2020 по 2025 г. должен составить 30,4 млрд руб., следует из документа. Еще 9,6 млрд руб. за этот же период должен вложить «Росатом». С 2026 по 2030 г. в дорожной карте заложено 518 млн руб., т. е. за 10 лет в сумме на создание отечественного индустриального ПО в этой сфере будет потрачено 40,5 млрд руб.
Наиболее проблемными для импортозамещения является ПО среднего и тяжелого классов CAD, CAM, CAE, а также высоконагруженных серверов СУБД, подтверждает директор по IТ ТМХ Анатолий Ушаков. По сути, решение именно этих задач позволит достичь целевых показателей к 2030 г., говорит он. «Мы считаем поставленные цели достижимыми. В целом по всему жизненному циклу уровень импортозамещения превышает 60%», – уточнил Ушаков.
«Ведомости» также направили запросы в «ОДК-авиадвигатель», ОАК, «Росатом» и АСКОН.
Свое придется доделывать
Разработать еще 2300 новых CAD к 2030 г. нереально, но такие амбициозные планы будут стимулировать инженеров и позволят получить десяток конкурентных отечественных CAD, способных заменить имеющиеся импортные аналоги, считает директор научно-образовательного центра «Камаз-Бауман» МГТУ им. Н. Э. Баумана Александр Карташов. В первую очередь речь идет о решениях Siemens (NX, Teamcenter), Dassault Systèmes (SolidWorks и CATIA), а в системах конечно-элементного расчета – NX, Ansys и HyperWorks. В этих областях есть достойные конкуренты, которые пока уступают по функционалу и качеству, но при соответствующей поддержке обладают большим потенциалом. Например, это АСКОН и T-Flex, а для разработки и моделирования технических объектов есть «Универсальный механизм», «Симантек» (SimInTech) и Fidesys, перечисляет он.
Емкость российского рынка позволяет говорить о внедрении 2300 новых систем автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом, считает исполнительный директор Т1 Михаил Книгин. Но самые перспективные сегменты рынка уже заняты западным ПО, а замена CAD- и тем более PLM-системы, пронизывающей все этапы жизненного цикла изделий, на современном крупном предприятии является очень трудоемким процессом, отмечает он. «Пока изделие, например авиационный двигатель, проходит стадии проектирования, внедрения в производство, последующих модификаций, замена таких систем чрезвычайно сложна, так как она затрагивает не только предприятие, выпускающее конечное изделие, но и его поставщиков, – объясняет Книгин. – Степень свободы на порядок выше, когда речь идет о новых изделиях».
При расчетах аэрогидродинамики и конструкций используют Ansys, Siemens, «Логос», FlowVision, OpenFoam, рассказывает доцент кафедры «Вычислительная математика и программирование» МАИ Андрей Февральских. Было бы рационально проследить новые тенденции в сфере вычислительных технологий и сосредоточиться на разработке 2–3 пакетов программ, предлагает он. Ситуация осложняется недостатком специалистов, которые могли бы играть роль аналитиков с компетенциями в области автоматизированного проектирования, программирования и математики при разработке программ, продолжает Февральских.
Ежегодные обороты разработчиков отечественных CAD- и PLM-систем, особенно тяжелого класса, отстают от таких западных гигантов, как Siemens или Dassault Systèmes, примерно на два порядка, подчеркивает Книгин. В России пока нет конкурентоспособного по сравнению с западными решениями геометрического 3D-ядра, которое лежит в основе CAD/PLM, объясняет он. «Это наукоемкая разработка, для которой требуются и талантливый коллектив ученых, и достаточный уровень материального стимулирования», – добавляет Книгин. Ускорить процесс, по его словам, может внимание крупнейших отечественных IТ-компаний, обладающих необходимой критической массой, к данной проблематике.
При наличии финансирования решения отечественных вендоров смогут стать конкурентоспособными, полагает директор по консалтингу компании «Рексофт» Виталий Баланда. Проблема импортозамещения CAD/PLM очень остра – и не только для России, в отсутствие таких систем невозможно создание конкурентоспособных конечных образцов техники в разумные сроки и за разумные деньги, добавляет Книгин. По его словам, российские системы будут востребованы, если станут конкурентоспособны в сравнении с решениями мировых лидеров.