«Мегафон» и «Ростелеком» заключили форвардные контракты на российские базовые станции GSM и LTE
Операторы могли договориться о поставках 10 000 станций каждому«Мегафон» заключил форвардный контракт с группой компаний Yadro на поставку отечественных базовых станций (БС) GSM (2G) и LTE (4G), рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одному из российских операторов. Представители «Мегафона» и Yadro («КНС групп») подтвердили «Ведомостям» заключение форвардного контракта. Детали договора стороны не раскрыли.
Ранее о подписании форвардного контракта между «Ростелекомом» и Yadro объявил президент оператора Михаил Осеевский. Точных цифр по количеству станций и суммам стороны не назвали, но Осеевский упомянул, что речь идет о «десятках миллиардов рублей». Поставки «оборудования радиодоступа операторского класса» начнутся в 2025 г. с промежуточными этапами испытаний линейки создаваемой продукции, сказал «Ведомостям» представитель Yadro.
Как уточнил представитель «Ростелекома», договор действует до конца 2030 г. и предполагает, что разработчик (Yadro) создаст и внедрит на сетях оператора БС с учетом его технических требований. «Оборудование базовых станций планируется использовать в реализации федеральных задач с госфинансированием, например в проекте устранения цифрового неравенства (УЦН), а также для использования на коммерческих сетях», – говорится в сообщении «Ростелекома».
По проекту УЦН до 2030 г. должно быть установлено 24 000 БС 2G/4G (в 2000 населенных пунктов по 100–500 человек), добавил представитель оператора. Но сколько конкретно станций производства Yadro по проекту УЦН будет установлено, он комментировать не стал.
Вопрос перехода операторов на российские БС LTE включен в повестку декабрьского заседания Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), писали «Ведомости». Операторов предлагается разделить на две группы: тех, которые должны с 2028 г. использовать при строительстве сетей LTE только отечественное оборудование, и тех, которые должны будут делать то же самое уже с 2023 г., указывалось в повестке. В первую группу попадут те, кто до конца 2022 г. заключит форвардные контракты на производство отечественных базовых станций, пояснял собеседник, близкий к ГКРЧ.
Представитель «Вымпелкома» сообщил, что компания ведет переговоры с несколькими партнерами по форвардам, но говорить о сроках подписания «твердых контрактов преждевременно». Ранее источник, близкий к оператору, сообщал, что оператор также находится в финальной стадии договоренностей с Yadro. В МТС отказались от комментариев.
«Минцифры поддерживает заключение форвардных контрактов между операторами и российскими производителями БС. Такие контракты позволяют производителям использовать все производственные мощности, а также создают гарантированный спрос на продукцию», – сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Минцифры ожидает, что до конца года все операторы «большой четверки» заключат такие контракты.
Если речь идет о сумме в 30–50 млрд руб. в каждом из контрактов, то, скорее всего, первоначально «Мегафон» и «Ростелеком» получат по 10 000 БС GSM/LTE, контроллеров и ПО от Yadro, предполагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. О том же объеме говорят еще два источника «Ведомостей», близких к операторам. «Важно понимать, что речь идет не только о БС, но и о контроллерах (устройства, которые координируют работу станций между собой. – «Ведомости») и софте управления сетью», – говорит один из них. По словам собеседника, один контроллер стоит столько же, сколько и БС, и может обслуживать до 100 БС за городом и около 10–20 БС в условиях плотной городской застройки, тогда как софт по управлению сетью – до 30% от цены одной БС.
Сколько нужно базовых станций
В 2021 г. сотовые операторы запустили 82 000 БС. По общему количеству станций лидировала МТС – более 223 000 БС, второй стала Tele2, у которой зарегистрировано почти 206 000 станций. За ними идут «Мегафон» (204 000) и «Билайн» (177 000).
Операторы нуждаются в нескольких десятках тысяч БС ежегодно, говорит аналитик агентства MForum Алексей Бойко. По данным сервиса Megabitus, у компаний уже сейчас наблюдается на сети небольшое снижение скорости (1–2 Мбит/с). Поэтому текущих запасов оборудования без модернизации с учетом роста трафика на 30% через год-полтора может не хватить, отмечает Кусков.
Но главный вопрос в том, как отечественное оборудование будет «уживаться» с иностранным, продолжает эксперт. Термин «оборудование радиодоступа операторского класса» подразумевает, что оно должно соответствовать всему объему требований оператора к нему, в том числе включать пункт по совместимости с уже установленным зарубежным, говорит Кусков.
«Скорее всего, ситуация будет складываться следующим образом: в каких-то небольших населенных пунктах будет проводиться процедура SWAP (от англ. swap – замена, модернизация оборудования с переходом от одного поставщика к другому. – «Ведомости»), т. е. работающие иностранные БС одного вендора будут снимать и перемещать в те регионы, где уже расположено оборудование этого же вендора, а в других регионах ставить новое отечественное. Вопрос сопряжения отечественных БС со станциями других производителей остается открытым, поскольку оно у каждого свое», – объясняет Кусков.
Процесс объединения всего оборудования в одну систему, скорее всего, будет трудозатратным и непредсказуемым в части того, как это отразится на качестве связи, указывает эксперт. Но Yadro за последнее время набрала экспертизу и обзавелась техническими специалистами ушедших из России компаний, у них есть все возможности для создания качественного оборудования, указывает аналитик.
Пока о конкуренции решений Yadro с продуктами ведущих зарубежных вендоров говорить не приходится, отмечает Бойко. «Вместе с тем те компании, которые выходят на рынок позднее, всегда имеют некоторое преимущество, так как они уже видели успешные образцы и могут строить свое решение с опорой на чужой опыт», – указывает он. В возможности создать работоспособное отечественное решение сомнений не возникает, но к конкурентоспособности на мировом рынке вопросы остаются, заключил эксперт.