Телекомоператорам предлагают форвардные контракты на российское оборудование
Это уравняет риски разработчиков и будущих заказчиков такой техникиРоссийские операторы связи могут получить отсрочку от запрета закупать иностранное оборудование в обмен на заключение форвардных контрактов с отечественными производителями базовых станций. Соответствующее положение будет обсуждаться на декабрьском заседании Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), рассказали «Ведомостям» источник, близкий к участникам ГКРЧ и собеседник в одном из производителей электроники.
Из повестки к заседанию (есть в распоряжении «Ведомостей») следует, что среди прочих вопросов планируется обсудить использование российскими операторами связи российского и зарубежного LTE-оборудования. Операторов предлагается разделить на две группы: тех, которые должны с 2028 г. использовать при строительстве сетей LTE только отечественное оборудование, и тех, которые должны будут делать то же самое уже с 2023 г., указано в повестке.
Это подразумевает изменения действующего решения ГКРЧ от августа 2021 г., по которому с января 2023 г. все операторы без исключения должны будут использовать при строительстве сетей LTE только отечественное оборудование. Более того, в используемом оборудовании должен применяться софт из реестра отечественного ПО, который ведет Минцифры.
По какому именно принципу будут делиться операторы на эти две группы, в повестке не сообщается. К первой группе (для которой обязательство вступит в силу в 2028 г.) планируется отнести тех операторов, которые до конца 2022 г. заключат форвардные контракты на производство отечественных базовых станций, ко второй (для которой обязательство заработает уже в 2023 г.) – тех, кто такие контракты не подпишет, пояснил «Ведомостям» собеседник, близкий к ГКРЧ.
Эту информацию подтвердил источник в одном из производителей телекомоборудования. По его словам, отсрочка запрета на использование иностранного оборудования обсуждается не только до 2028 г., но и до 2030 г. При этом речь идет не только о запрете на закупку новых станций, но и о рефарминге и переносе закупленных ранее базовых станций иностранного производства, уточняет собеседник издания.
Помимо решения ГКРЧ по этой теме готовятся и соответствующие изменения в правила регистрации радиоэлектронных средств, утверждает один из собеседников «Ведомостей».
О работе с операторами связи по заключению форвардных контрактов говорил министр цифрового развития России Максут Шадаев в начале октября на заседании профильного комитета Госдумы. По словам министра, под эти контракты Минцифры будет оказывать точечную финансовую поддержку этих производителей. «Они, подписывая контракты, берут на себя ответственность по конкретным регионам, спецификациям, по годам: сколько они готовы будут отгружать базовых станций 4G/5G. И уже под эти контракты у нас предусмотрены средства для предоставления точечной поддержки, чтобы они производство могли развернуть в необходимых объемах, обеспечить свои обязательства по заключенным контрактам», – уточнял Шадаев (цитата по «Интерфаксу»).
Из дорожной карты «Современные и перспективные сети мобильной связи» также следует, что до конца 2022 г. должно быть заключено четыре форвардных контракта. В 2023 г., следует из документа, должно быть выпущено 100 базовых станций, в 2024 г. – еще 2000.
Сейчас в России созданием базовых станций занимается несколько компаний. В частности, разработку базовых станций 4G/LTE и 5G ведет «Спектр» «Ростеха», станций 5G – «Сколтех». Разработкой и производством базовых станций LTE и 5G также планирует заняться входящий в «ИКС холдинг» вендор Yadro, писал «Коммерсантъ» в мае. Компании НТР и «Булат» договорились о совместной разработке станций 2G и 4G.
Представитель «ИКС холдинга» сообщил, что говорить о деталях по теме форвардных контрактов преждевременно. Представители «Ростеха» и Yadro отказались от комментариев. «Ведомости» направили запросы в «Булат» и НТР.
Заявлений об уже заключенных форвардных контрактах на базовые станции не было. «Ростелеком» «ведет работу по заключению долгосрочных форвардных контрактов на поставку базовых станций», заявил его представитель. Он не стал отвечать на вопрос, планирует ли компания завершить эту работу до конца 2022 г. «Это позволит отечественным производителям системно подходить к их разработке и планированию производства», – уточнил он. Представители МТС, Tele2, «Билайна» и «Мегафона» отказались от комментариев.
О высокой степени готовности таких контрактов говорит заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» Александр Сиволобов. Стороной контрактов являются индустриальные партнеры центра. Сам «Сколтех» не может заключать такие соглашения как производитель, поскольку по их условиям исполнителем должна быть «производственная или софтверная компания, которая способна масштабно производить оборудование, обеспечивать долгосрочную 24/7 поддержку для ПО и выполнять другие типичные требования от операторов», отметил он.
Основная особенность форвардных контрактов – это фиксация цены в момент их заключения, отмечает адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Наталья Бунина. «Поставщик в согласованный сторонами срок обязан будет поставить товар по заранее оговоренной цене, а покупатель – уплатить цену в порядке, установленном контрактом. При отказе от исполнения договора поставщик обязан уплатить покупателю разницу между рыночной ценой товара и ценой контракта», – поясняет юрист. Такой механизм позволяет распределить финансовые риски между сторонами сделки и обеспечивает его исполнение, добавила Бунина. По ее словам, в данной схеме используется как авансирование, так и механизм постоплаты, причем предусмотренная контрактом цена может быть как выше, так и ниже рыночного уровня.
«Очевидно, такая мера обеспечит российским производителям базовых станций получение гарантированного дохода в заранее согласованном размере. Независимо от динамики рыночных цен на комплектующие», – отмечает юрист. Такой подход согласуется с логикой политики импортозамещения. «При такой договорной конструкции операторы обязаны будут выкупить определенный объем оборудования российского производителя в оговоренный контрактом срок», – подчеркивает Бунина.
Кроме того, в этом случае отечественным производителям будет проще привлечь внешнее финансирование, потому что «есть определенные гарантии», говорит управляющий директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. «Компании могут подтвердить перспективу возврата этих инвестиций наличием форвардных контрактов», – объясняет он.
Потребности операторов намного выше заявленного в дорожной карте количества базовых станций и исчисляются десятками тысяч в год, говорит Анкилов. Но, по его словам, «это реалистичный подход, потому что сейчас только идет разработка и есть необходимость налаживать производство». «Этого количества базовых станций хватит для того, чтобы продолжать их тестировать», – добавляет эксперт.
Чтобы избежать обязательного перехода на отечественное оборудование, которое пока не имеет широкого распространения, операторы могут пойти на форвардные контракты, если их условия «не будут кабальными», считает аналитик агентства MForum Алексей Бойко. Если контракты не потребуют от операторов «гигантских форвардных платежей или выкупа каких-то значительных объемов оборудования в жесткие сроки», уточнил эксперт.
Полностью мигрировать на отечественное оборудование операторы не смогут и после 2028 г., потому что стоит вопрос возможности интеграции базовых станций в существующую инфраструктуру, а она сейчас построена на зарубежном оборудовании, считает Бойко.
«Ведомости» направили запрос в Минцфиры. Уже после сдачи материала «Ведомости» получили комментарий пресс-службы.
Выполнить условия, указанные в решении ГКРЧ в августе 2021 г., в следующем году уже не получится, поэтому срок установки исключительно отечественных базовых станций на сетях мобильных операторов планируется перенести с 2023 на 2025 г., сообщил представитель Минцифры. «У операторов и российских производителей уже есть договоренности по заключению форвардных контрактов. Они будут подписаны до конца 2022 г., а сами поставки оборудования начнутся с 2025 г.», — утверждается в комментарии. Перенос сроков обеспечит плавный переход на российское оборудование и сохранит непрерывное качество связи, подчеркнул представитель ведомства.