Операторов обяжут отчитываться о подменных номерах перед Минцифры
Проверка будет инициироваться по факту каждой жалобы абонента на «Госуслугах»Минцифры может получить право запрашивать у операторов данные о совершенном вызове на основании обращений граждан через портал «Госуслуги». Это предусматривают поправки к закону «О связи», подготовленные группой членов Федерального собрания во главе с членом комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артемом Шейкиным. Цель поправок – борьба с телефонным мошенничеством с использованием подменных номеров.
Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей». Его подлинность подтвердил Шейкин, а также источник «Ведомостей» в Минцифры.
В разговоре с «Ведомостями» Шейкин уточнил, что законопроект сейчас дорабатывается, но правительство уже дало на него положительное заключение. На вопрос, когда он будет внесен в Госдуму, сенатор ответить затруднился. «Ведомости» направили запрос в Минцифры.
Основной угрозой мошенничества с использованием подмены номеров является отсутствие информации о настоящем номере совершившего вызов. Это лишает абонентов возможности совершить встречный звонок и проверить достоверность полученной информации, говорится в пояснительной записке к документу. Дополнительной проблемой, как пишут авторы законопроекта, служит то, что сейчас правоохранительные органы узнают о факте мошенничества только в момент обращения пострадавшего.
Кроме того, значительное время у них отнимает поиск оператора-нарушителя.
В связи с этим авторы инициативы предлагают внести изменения в п. 10 ст. 46 закона «О связи» и наделить Минцифры полномочиями запрашивать у операторов информацию о вызове, если в ведомство поступит обращение от органов власти или граждан, в том числе через портал «Госуслуги». Перечень информации, которую должен будет предоставить оператор связи, включает в себя сведения о номере, сопровождавшем вызов, о факте пропуска телефонного трафика либо о факте оказания услуги связи абоненту с указанием даты и времени, а также сведения об операторе, участвовавшем в установлении соединения.
Эта информация нужна для того, чтобы выявить всю цепочку операторов, которые участвовали в установлении вызова абоненту, столкнувшемуся с мошенничеством, и определить оператора, допустившего подмену номера, следует из пояснительной записки к документу. При установлении факта подмены Минцифры направит информацию об этом в МВД и, если сотрудники правоохранительных органов его подтвердят, оператор будет вынужден заплатить штраф, говорится в документе. В соответствии со ст. 13.2.1 КоАПа штраф в этом случае составляет от 200 000 до 800 000 руб. для индивидуальных предпринимателей и от 500 000 до 1 млн руб. для юридических лиц.
После принятия поправок фактов телефонного мошенничества с подменой номера станет меньше, считает Шейкин. Сейчас операторы, особенно региональные, зарабатывают на том, что предоставляют услугу подмены номера, но теперь это станет намного сложнее, потому что правоохранительные органы будут быстрее понимать, кто этим занимается, и реагировать. «Сейчас, если органы пишут запрос, у оператора по закону есть 30 дней на то, чтобы ответить, а в цепочке может участвовать до семи операторов, – объясняет Шейкин. – С принятием поправок время на расследование сократится до одного дня».
Представитель МТС заявил, что относится к инициативе по борьбе с подменой номеров положительно, добавив, что участники рынка внедряют антифродовые сервисы и сотрудничают между собой и с банками. По словам представителя Tele2, компания даже участвовала в обсуждении архитектуры системы по борьбе с подменой номеров и уже использует такое решение. «Мы поддерживаем инициативу, поскольку она направлена на закрытие уязвимостей в сетях других операторов», – заявил он.
«Ведомости» направили запрос в «Мегафон». Представитель «Билайна» не ответил на запрос «Ведомостей».
Авторы законопроекта предлагают сделать максимально прозрачной работу операторов связи по всей цепочке соединения с абонентом, говорит главред RSpectr Денис Кунгуров. Если поправки будут внесены, это даст превентивный эффект, снизив число нарушений и повысив ответственность телекомкомпаний, считает он. Проблему с подменой номеров нужно решать одновременно силами регулятора и операторов, чтобы при регуляторном участии они активно занимались определением и отсечением этого трафика, говорит управляющий директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов.
Но вопрос в том, как это будет осуществляться на практике, Анкилов заметил, что есть риск того, что Минцифры и операторы будут засыпаны обращениями. Важно доработать с участниками рынка, экспертами отрасли и Минцифры алгоритм обращений пострадавших граждан и реагирование министерства, соглашается Кунгуров. Иначе, по его словам, граждане начнут массово обращаться по любому поводу (реклама, спам-рассылка) и это приведет к нагрузке на операторов и снижению эффективности борьбы с фродом.
Более того, множество звонков поступает через мессенджеры, где даже сам факт звонка оператору связи установить проблематично, напоминает источник «Ведомостей», близкий к профильной аналитической компании. Такая работа, по его словам, может быть проведена только во взаимодействии с разработчиками, но большинство популярных мессенджеров не российские и сотрудничество с ними остается под вопросом.
Ранее правительство уже утвердило постановление о том, что с 1 января 2023 г. начнет действовать централизованная система верификации вызовов, но операторы будут к ней подключаться поэтапно, напоминает источник «Ведомостей» в одном из операторов большой четверки. Только на основании сведений из этой системы оператор сможет прекращать пропуск трафика с подменными номерами в свою сеть, продолжает он, при этом трафик, поступающий из-за границы, не будет контролироваться системой. То есть с началом работы системы верификации вызовов инициатива по выявлению всей цепочки операторов и оператора, где произошла подмена, теряет смысл, так как трафик с подмененным номером должен блокироваться системой верификации и не доходить до конечного абонента, объясняет он.