Zoom стал отключать вузам доступ к платным аккаунтам видео-конференц-связи
Американский сервис может полностью уйти из России, полагают экспертыАмериканский сервис Zoom продолжает бросать российских клиентов, закрывая им возможность оплаты коммерческих лицензий. Об этом «Ведомостям» рассказали два собеседника среди российских разработчиков сервисов видео-конференц-связи (ВКС) и подтвердил источник в отечественном интеграторе.
По словам одного из этих собеседников, к его компании обратился «крупный вуз», которому «Zoom отключил лицензию, оплаченную до ноября». Названия вуза источник не раскрыл. По информации портала госзакупок, из крупных образовательных организаций контракт на использование Zoom до конца ноября был заключен только у Российского государственного университета правосудия для его филиала в Казани.
С отказом в обслуживании со стороны Zoom столкнулись также Российский государственный социальный университет и Оренбургский государственный медицинский университет, знает другой собеседник из компании – разработчика отечественных сервисов ВКС. Информация об использовании Zoom студентами этих вузов есть в пабликах обеих организаций в соцсети «В контакте», убедился корреспондент «Ведомостей». На этой платформе регулярно проводятся научно-практические конференции, заседания сообществ и т. п.
Представители вузов на момент публикации «Ведомостей» не ответили на запрос об использовании Zoom.
«Указанный <...> договор на оказание услуг по предоставлению идентификационных данных в настоящее время не действует. Для организации видео-конференц-связи в учебном процессе филиал использует иной программный продукт», - позднее заявил «Ведомостям» представитель вуза в Казани, не став уточнять, когда и по чьей инициативе было прекращено действие контракта с Zoom.
Платная версия сервиса позволяет подключать к видеоконференциям одновременно до 300 или до 1000 пользователей в зависимости от тарифа, управлять хранилищем памяти и проводить онлайн-мероприятия продолжительностью до 24 часов.
Но госкомпании перестали пользоваться платным Zoom еще в 2021 г., напоминает исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. В апреле 2021 г. американская Zoom Video Communications запретила одному из российских дистрибуторов продавать лицензии для госсектора. В то же время события 2022 г. подтолкнули к такому шагу крупный бизнес и промышленность, объясняет Лашин.
Крупные организации из госсектора, бизнеса, силовых ведомств, промышленности и других отраслей активно мигрируют на автономные IT-решения еще с 2020 г., подтверждает представитель сервиса TrueConf: «Для них главная цель – не допустить остановку рабочих процессов, огромная часть вопросов решается удаленно по видеосвязи, в мессенджерах и почте». «Крупные заказчики начали терять доверие к сервису еще в 2021 г., а в 2022 г. доверия не осталось вовсе», – заключает он.
На сегодня коммерческие версии Zoom оставались востребованными в России в основном у малого и среднего бизнеса, а также у образовательных учреждений, объясняют опрошенные «Ведомостями» эксперты. Образовательная среда инертна и «боится» переходить на новые отечественные решения, рассуждает Лашин. Вузы «по привычке» проплачивали годовые подписки, поэтому до сих пор пользовались иностранным решением, соглашается с ним директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.
«Ведомости» направили запрос в американский пресс-офис Zoom.
Несмотря на ограничения, Zoom по-прежнему лидирует в России по количеству пользователей, сообщали в октябре 2022 г. «Ведомости» со ссылкой на исследование аналитической компании Telecom Daily. Согласно этому отчету, американским сервисом пользуется порядка 77% опрошенных аналитиками респондентов. Из российских аналогов самым используемым оказался «Яндекс.Телемост», которым пользуется 22,3% опрошенных, подсчитали авторы исследования. Третье и четвертое места также заняли иностранные решения Google Meet и Microsoft Teams соответственно. Из российских сервисов в топ-10 вошли Webinar Meeting от Webinar Group («дочка» оператора МТС) и Dion от входящей в группу Т1 компании «Иннотех».
Такое доминирование иностранного сервиса на российском рынке беспокоило чиновников. В середине октября Минпромторг направил руководителям промышленных предприятий письма с просьбой прекратить использование Zoom, Skype и WhatsApp для служебных целей, писал «Коммерсантъ». Аналогичное письмо Минпросвещения разослало в региональные администрации, отмечала газета.
Тем не менее российские сервисы фиксируют рост спроса на свои продукты в 2022 г. и ожидают его увеличения, если Zoom примет решение о полном уходе с рынка, говорят опрошенные «Ведомостями» представители сервисов.
«В этом году всплеск подключений пришелся на весну. С того момента мы приросли вдвое и продолжаем расти», — отмечает представитель подразделения «Яндекса» по развитию продуктов виртуального офиса «Яндекс 360», в который входит сервис ВКС «Телемост». Аналогичную оценку приводит представитель платформы Webinar (на 51% принадлежит МТС). «Это коррелирует с нынешним курсом на импортозамещение ПО, а также постепенным уходом иностранных сервисов», — отмечает он.
Вероятнее всего, в случае полного отказа Zoom [от работы в РФ] у российских сервисов увеличится число заявок именно со стороны небольших команд, образовательных учреждений и некоммерческих организаций, рассуждает представитель сервиса TrueConf. На рынке сейчас есть несколько российских продуктов, способных заменить Zoom, добавляет эксперт по системам ВКС и совместной работы Михаил Никифоров. По его словам, наиболее функциональны и популярны сейчас решения на базе IVA, TrueConf, Videomost, Webinar.ru. У нас в стране достаточно своих ВКС-решений, соглашается с ним Лашин. «Сегодня в этом сегменте мы видим новый тренд: на первый план выходит конкуренция между российскими разработчиками и технологическими классами решений, – говорит Лашин, – поэтому в случае ухода Zoom из России ничего страшного не случится».