Госкомпаниям велели удвоить расходы на закупку радиоэлектроники и телекомоборудования

Но пока это можно будет сделать за счет покупки иностранных решений, считают эксперты
Госкомпаниям придется нарастить расходы на закупку радиоэлектроники и телекомоборудования
Госкомпаниям придется нарастить расходы на закупку радиоэлектроники и телекомоборудования / Андрей Гордеев / Ведомости

Российские госкорпорации и компании с госучастием в 2022–2024 гг. должны будут вдвое увеличить расходы на закупку радиоэлектронной продукции, телекомоборудования и программно-аппаратных комплексов по сравнению с периодом 2019–2021 гг. Это следует из методических рекомендаций по цифровой трансформации госкомпаний, утвержденных правительством 31 августа. Документ опубликован на сайте Минцифры.

Методические рекомендации были разработаны для федерального проекта «Цифровые технологии», входящего в нацпрограмму «Цифровая экономика РФ». Внешний мониторинг за ходом цифровой трансформации госкомпаний будет осуществлять Минцифры, следует из документа. В частности, ведомство займется сбором и обобщением информации о процессе цифровой трансформации, оценкой степени достижения запланированных результатов по перечню KPI в соответствии с годовыми планами. Минцифры также должно проанализировать вклад инициатив по цифровой трансформации в рост прибыли госкомпаний, необходимые инвестиции и их окупаемость.

«Ведомости» направили запрос в министерство.

В рекомендациях указано, что в 2022–2024 гг. госкомпании должны удвоить расходы и на программное обеспечение. В отдельных случаях для них могут быть установлены индивидуальные показатели роста расходов по этим направлениям, оговаривается в документе, но увеличение все равно должно быть не менее чем в 1,5 раза. В первом случае речь идет о госкомпаниях, которые относятся к тарифно регулируемым сферам деятельности (при отсутствии нетарифной выручки). Во втором – о госкомпаниях, которые будут тратить на информационно-коммуникационные или информационные технологии в 2022–2024 гг. не менее 6% и не менее 3% от выручки соответственно. Индивидуальный показатель роста расходов может быть установлен для госкомпаний, у которых объем инвестиций в цифровую трансформацию будет на уровне не менее 10% от общего объема инвестиций в 2022–2024 гг.

Разница между информационно-коммуникационными (ИКТ) и информационными технологиями (ИТ) достаточно условна, отмечают эксперты.

ИКТ – это более общее понятие, которое в том числе включает в себя и область ИТ, объясняет партнер и руководитель группы по работе с телекоммуникационными, медиа- и технологическими компаниями ДРТ Григорий Дубровский. ИТ покрывает информационные системы и почти не затрагивает инфраструктуру, ИКТ – более широкий параметр, соглашается директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK компании «Беллсофт» Роман Карпов. К расходам на ИКТ помимо расходов на ИТ относятся расходы на закупку оборудования связи (компьютерного и сетевого), услуги по его монтажу, организации связи и т. д., добавляет Дубровский. Он считает, что увеличение затрат до 3% и 6% от выручки будет «значимым для любой компании и заметно повлияет на ее рентабельность».

Пока для цифровой трансформации госкомпании смогут покупать не только отечественное, но и иностранное оборудование, считает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. Заявленные в методических рекомендациях цели перекочевали в документ из программы «Цифровая экономика», где речь шла об увеличении расходов на оборудование вне зависимости от страны его происхождения, отмечает он. «В программе «Цифровая экономика» отдельным пунктом было прописано увеличение доли российского ПО, но относительно радиоэлектронного оборудования ничего сказано не было», – говорит он. Это и форвардные контракты на отечественные чипы, и решение текущих задач в рамках процессов параллельного импорта, подтверждает Карпов.

Но с 1 января 2025 г. госорганам и госкомпаниям в соответствии с указом президента от 30 марта 2022 г. будет запрещено использовать как иностранное ПО, так и иностранное оборудование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Сейчас такое оборудование можно приобрести только по согласованию с правительством.

Требование по увеличению расходов объясняется необходимостью инвестировать в создаваемое российское оборудование и уже созданное зарубежное, которое подорожало из-за сложных цепочек поставок в рамках параллельного импорта, поясняет Карпов. Компании сталкиваются с дефицитом оборудования связи и ИТ на отечественном рынке, отмечает Дубровский. По его словам, высокий спрос отмечается на отечественные облачные услуги и услуги инфраструктуры ЦОД. При этом создание отечественных типов оборудования все еще зависит от импорта электронных компонентов, а разработка ПО требует времени и роста числа разработчиков, продолжает он. «Предлагаемая методика цифровой трансформации госкорпораций и компаний является одним из элементов поддержки политики импортозамещения», – заключает эксперт.

Но Покровский считает текущую формулировку цели не совсем корректной. «Предполагалось, что цель трансформации не в увеличении расходов, а в том, что за счет этого будет повышена эффективность или безопасность, – говорит он. – Но формулировки были внесены такие, потому что эффективность измерить трудно, а расходы – можно».

За выполнение прописанных в методичке требований будет отвечать первое лицо госкомпании, считает Карпов. Невыполнение, скорее всего, будет грозить штрафами и увольнениями, а так как многие компании относятся к КИИ, возможна и уголовная ответственность, напоминает он. По мнению Покровского, никаких санкций не будет именно в силу того, что цель сформулирована некорректно. «Цифровая трансформация идет независимо от того, какие формулировки были внесены в госпрограмму, это естественный процесс», – заключил он.