Продажи новых iPhone обрушились в 4 раза по сравнению с прошлым годом

На спад повлияли психологический шок потребителей и сокращение рынка при ограниченном импорте
Средний возраст покупателя iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max – 37 лет
Средний возраст покупателя iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max – 37 лет / Brittany Hosea-Small / AFP

В первый месяц продаж россияне купили в 4 раза меньше iPhone 14, чем iPhone 13 за тот же период в прошлом году. Такую статистику «Ведомостям» предоставил разработчик платформы безопасной монетизации данных oneFactor. Тенденцию подтвердили представители операторов. По данным Tele2, за этот период в ее сети было зарегистрировано в 3,5 раза меньше iPhone 14, чем iPhone 13 за то же время в прошлом году. По данным МТС, количество регистраций iPhone последнего поколения в 2022 г. уменьшилось в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Для анализа oneFactor использовал агрегированные данные о нагрузке на сети мобильных операторов. Если в 2021 г. за первые четыре недели после старта продаж (с 24 сентября по 21 октября) число моделей iPhone 13 в российских сетях составило более 220 000, то в 2022 г. (с 16 сентября по 12 октября) iPhone 14 купили только 53 000 россиян.

Чаще всего в сетях регистрировалась модель Phone 14 Pro (27 000), за ней идет iPhone 14 Pro Max (25 000), на базовую модель iPhone 14 пришлось всего 1500 регистраций, приводит данные директор по продуктам и аналитике oneFactor Максим Воеводский. Больше всего новых iPhone купили жители Москвы и Московской области – 15 000 и 8000 соответственно. В Петербурге зарегистрировано 4000 смартфонов, в Краснодарском крае – 2300, а Дагестане – 2200. В среднем цены на сайтах на новые модели начинаются от 64 000 руб. на iPhone 14, от 87 000 руб. на iPhone 14 Pro и от 105 000 на iPhone 14 Pro Max.

Средний возраст покупателя iPhone 14 составляет 39 лет, iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max – 37 лет, отмечает oneFactor. Месячный ARPU (средний доход оператора от абонента) владельца iPhone 14 составляет порядка 800 руб., iPhone 14 Pro Max – около 1200 руб., iPhone 14 Pro – около 1000 руб.

Представители «Мегафона» и «Билайна» не смогли привести данные по числу абонентов с новой моделью iPhone. «Очевидно, что новые iPhone 14 реже регистрируются в сети, чем iPhone 13 в прошлом году, – рассуждает источник «Ведомостей» в одном из операторов большой четверки. – Сказывается и эффект меньшего количества точек продаж, и накоплений населения, и общий фон».

Директор по продажам «Мегафона» Давид Борзилов уточнил, что продажи iPhone 14 в салонах оператора за первые две недели со старта продаж сопоставимы с продажами iPhone 13 за тот же срок в 2021 г. Аналогичные показатели были зафиксированы и по количеству предзаказов, сказал он, не называя цифр. Самой популярной моделью оказался iPhone 14 Pro 256 GB, который занимает 29% продаж от всех новинок, уточнил Борзилов.

Представитель МТС уточнил, что продажи новой линейки в сети пока не начались и сейчас можно сделать только предзаказ. Представители Tele2 и «Билайна» отказались назвать количество уже реализованных в их точках iPhone 14. Представитель «Билайна» уточнил, что в целом спрос на устройства Apple снижается год к году. Падение их продаж в III квартале 2022 г. относительно аналогичного периода 2021 г. составило более 40%, отметил он.

iPhone 14 и параллельный импорт

Apple провела презентацию новой линейки iPhone 7 сентября, мировые продажи устройств стартовали 16 сентября. В России в этот же день iPhone 14 стали доступны покупателям на Ozon и «Яндекс.Маркете», писал «Коммерсантъ». IPhone 14 и iPhone 14 Plus получили процессор A15 Bionic, который был в прошлогодней модели, экран с диагональю 6,1 и 6,7 дюйма без «челки» и разрешение камеры 12 мегапикселей. В iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max встроили новый процессор A16 Bionic и камеру с разрешением 48 мегапикселей. Кроме того, смартфоны поддерживают технологию цифровой сим-карты eSIM.
Apple объявила о прекращении поставок в Россию в марте. Платежный сервис компании Apple Pay в том же месяце прекратил поддерживать карты российской системы «Мир» и проводить платежи по выпущенным в стране картам Visa и Mastercard, которые ушли из страны.
Спустя день после презентации Apple, 8 сентября, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что новые iPhone 14 будут поставлять в Россию по параллельному импорту. Закон о его легализации Госдума одобрила в третьем чтении еще в июне. Во время выступления в рамках ВЭФа в начале сентября Мантуров говорил, что решение о сохранении механизма параллельного импорта в 2023 г. есть, но говорить о его дальнейшем продлении пока рано.

В «М.видео-Эльдорадо» сравнить новые продажи iPhone год к году отказались, но представитель компании уточнил, что рынок смартфонов «в целом показывает отрицательную динамику к прошлому году». «Рынок существенно изменился во всех аспектах – поставках, логистике, спросе, – сказал он. – Сейчас спрос на флагманские новинки ограничен доступным на российском рынке объемом устройств, оказывает влияние и общая экономическая ситуация». Представитель «Ситилинка» говорит, что в сети ритейлера iPhone 14 еще не представлены. В «Связном» и DNS на запрос «Ведомостей» не ответили.

Представитель Ozon сказал «Ведомостям», что на начало октября на маркетплейсе приобрели «тысячи» смартфонов Apple нового поколения, не приводя динамику. На Ozon лидируют в продажах iPhone 14 Pro 256 ГБ и iPhone 14 Pro Max 256 ГБ, на них приходится более четверти всех продаж новых моделей, добавил он.

Представитель «Яндекс.Маркета» утверждает, что спрос на iPhone 14 на площадке оказался «в разы» выше того, что был год назад на старте продаж iPhone 13. «Этому способствовал ряд факторов, среди которых существенное снижение комиссии для продавцов новинок и рост аудитории маркетплейса в целом», – объяснил он. Самые популярные модели нового поколения, по его словам, черный iPhone 14 128 Гб и iPhone 14 Pro 256 Гб в черном и фиолетовом цветах. Представитель Wildberries воздержался от комментариев «Ведомостям».

Рост спроса на новое поколение iPhone на «Яндекс.Маркете» генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет тем, что произошло «перетекание аудитории и продаж в крупнейшие маркетплейсы». «В то время как «М.видео-Эльдорадо» и «Рестор» фиксируют снижение продаж, Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» динамично наращивают долю в сегменте бытовой техники и электроники», – говорит он. Кроме того, на площадке могут торговать небольшие ИП, цены у которых ниже, добавляет гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Партнер Data Insight Борис Овчинников в числе причин снижения продаж упоминает и ограниченную доступность новых iPhone, и «прохладную» реакцию на них в целом по миру, и отсутствие в России в этом году активных рекламных кампаний, и снижение доходов населения. На динамику повлиял психологический шок у потребителей из-за начала частичной мобилизации и отъезд заметной части обеспеченных россиян из страны, добавляет он. «Пока нельзя сделать объективное сопоставление с прошлогодними продажами – тогда они были доступны везде, и это были именно официальные поставки, – говорит Овчинников. – В этом же году, особенно в первые дни, преобладали предложения от неизвестных и непроверенных продавцов».

Бурмистров добавляет, что на привлекательность новых iPhone также повлияла их высокая цена. По его словам, при текущем курсе рубля в среднем цены на устройства Apple в России примерно на 30–40% выше, чем в Европе, и почти в 2 раза выше, чем в США. Кроме того, у покупателей есть опасения по поводу гарантии и того, что приложения вроде «Сбера» не заработают при переносе на новое устройство, добавляет Кусков. Telecom Daily прогнозирует, что если в 2021 г. доля Apple по количеству устройств составляла 16%, то в этом году она будет не более 5–7%.