Минцифры и Роскомнадзор не будут ограничивать публикации о товарах параллельного импорта
Разбираться с распространением информации ограниченного доступа будут правоохранительные органыМинцифры и Роскомнадзор не планируют самостоятельно препятствовать публикации в СМИ информации о поставках гаджетов по параллельному импорту. При этом, если продавцы такой электроники сочтут такие публикации информацией ограниченного доступа, они могут обратиться с заявлениями в полицию и ФСБ. Это следует из ответных писем Минцифры и Роскомнадзора в адрес Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят «М.видео-Эльдорадо», DNS, «Яндекс.Маркет», «Марвел-дистрибуция» и др.
Содержание письма Роскомнадзора «Ведомостям» подтвердил его представитель. «За раскрытие информации с ограниченным доступом для ее распространителей предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ (разглашение информации ограниченного доступа. – «Ведомости»). Полномочиями по составлению протоколов за такие правонарушения наделены должностные лица полиции и ФСБ (в пределах своих компетенций)», – сообщил он «Ведомостям». Собеседник подчеркнул, что регуляторных функций со стороны Роскомнадзора по этим нарушениям не предусмотрено.
«Мы получили ответ от Роскомнадзора и позднее похожий ответ от Минцифры. В обоих письмах говорилось, что ответственность за распространение контрсанкционной информации предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ, полномочиями по составлению протоколов по этой статье наделены полиция и ФСБ, а прокуроры вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей», – сообщил «Ведомостям» представитель РАТЭК Антон Гуськов.
Представитель Минцифры подтвердил «Ведомостям» информацию о направлении ответа в РАТЭК, но отказался комментировать его содержание. «Минцифры не размещает в СМИ информацию о товарах, поступающих по параллельному импорту, поскольку вопрос находится вне компетенции министерства. При этом отмечаем, что препятствие работе журналистов недопустимо», – добавил он.
Госдума в последний день весенней сессии, 6 июля, приняла правительственный закон, который вводит понятие контрсанкционной информации и ограничивает ее распространение среди неопределенного круга лиц с использованием СМИ или интернета. Под такой информацией подразумеваются сведения об уже совершенных или только планируемых сделках любых лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности РФ, распространение которых может привести к введению санкций, влияющих на российский рынок.
Необходимость поправок в Госдуме объясняли необходимостью «оградить [от санкций] участников процесса, которые сегодня ищут новые логистические цепочки, предпринимают усилия для восполнения возможного товарного дефицита в России». По ст. 13.14 КоАПа за разглашение информации с ограниченным доступом, к которой относятся и контрсанкционные данные, гражданам грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб., а юрлицам – от 100 000 до 200 000 руб.
В конце июля РАТЭК просила Минцифры и Роскомнадзор проинформировать зарегистрированные в России СМИ о недопустимости распространения информации о внешнеторговой деятельности компаний без их письменного разрешения, сообщали ранее «Ведомости».
Также в июле РАТЭК разослала письма всем участникам ассоциации, в которых утверждалось, что им следует предупредить своих партнеров и СМИ, что распространение данных об их внешнеторговой деятельности может быть расценено «как распространение контрсанкционной информации со всеми вытекающими последствиями». Компании, пострадавшие от распространения информации о поставках санкционных товаров, «могут привлекать к административной ответственности СМИ, распространившие такую информацию», утверждалось в письме.
В категорию контрсанкционной информации входят сведения об уже совершенных российскими участниками внешнеторговой деятельности сделках, а также сделках, которые запланированы, при условии, что распространение этих сведений потенциально может привести к негативным последствиям, в том числе в части ужесточения ограничительных мер, рассуждает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. На сегодня, пока практика привлечения к ответственности за распространение контрсанкционной информации не сложилась, можно предположить, что данное понятие допускает расширительное толкование, продолжает эксперт. К данной категории можно отнести как сведения о сделках в отношении товаров, которые уже включены в санкционные списки, так и сведения о сделках в отношении какой-либо продукции, являющейся результатом интеллектуальной деятельности правообладателей из недружественных государств. Таким образом, данное понятие на настоящий момент представляется «несколько каучуковым», говорит Учитель.
Под ограничения попадает информация о смартфонах, компьютерной технике, фотографическом оборудовании и бытовой технике, попавших в санкционные списки и к тому же очевидно являющихся сложными техническими решениями, замечает юрист. При этом, по его словам, правообладателями этой продукции должны быть резиденты недружественных государств. «В частности, речь может идти о продукции Apple, Samsung, Asus, Siemens, Miele, Bosch, Nokia, Canon – список в данном случае открытый и, как представляется, будет иметь тенденцию к расширению», – считает Учитель.
Практика применения закона пока не сформировалась и, скорее всего, стороны будут искать компромисс между свободой [средств] массовой информации и интересами компаний, соглашается с Учителем зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин. «Скорее всего, если компания, занимающаяся внешнеторговыми операциями, заявит о необходимости ограничения распространения сведений о ней, такие требования должны быть выполнены. Запрет же в целом писать и рассказывать о параллельном импорте невозможен и необоснован», – заключает он.