Минэкономразвития разрабатывает аналог regulation.gov.ru
Стоимость новой информсистемы составит 287 млн рублейМинэкономразвития в 2023 г. планирует запустить государственную информационную систему (ГИС) «Нормотворчество», следует из информации, опубликованной на портале госзакупок. Она будет предназначена для создания, редактирования и хранения нормативно-правовых актов (НПА) и по своей сути станет доработанной версией действующего портала НПА regulation.gov.ru. Разработчик новой ГИС будет выбран на открытом конкурсе к 30 августа 2022 г. Начальная цена составляет 286,7 млн руб. По контракту, который предполагает четыре этапа, ГИС «Нормотворчество» должна быть создана до 30 сентября 2023 г. Финансирование работ будет осуществляться за счет федерального бюджета, говорится в документации закупки.
Необходимость создания новой системы объясняется тем, что пока основным способом взаимодействия между ведомствами во время согласительных процедур остается обмен бумажными документами, что «существенно удлиняет общий срок подготовки проектов НПА». Исполнение документов на бумажных носителях не позволяет всем участникам нормотворческого процесса работать с их актуальными версиями и вносить корректировки, так как изменения одного участника становятся доступны другому, только когда разработчик проекта НПА отправит ему новую редакцию, следует из технического задания.
Отсутствие возможности быстро получить данные о текущем статусе проектов, в свою очередь, «не позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и нештатные ситуации и ведет к потере контроля за принимаемыми решениями».
Сайт regulation.gov.ru, который в данный момент является основным источником информации о подготовке и принятии госорганами проектов НПА, «не позволяет в должной мере обеспечить прослеживаемость, работу с версиями и совместное редактирование документов», говорится в материалах госзакупки.
«Необходимость оптимизации (цифровизации) порядка подготовки проектов актов, включая отказ от излишней бумажной работы, которая влечет значительные трудовые и временные затраты органов государственной власти РФ, требует перевода в цифровой формат. В этих целях нужна сформированная единая площадка для проведения всего комплекса необходимых процедур, связанных с подготовкой проектов НПА», – уточняется в обосновании закупки.
Также в закупке говорится, что при создании системы должно использоваться ПО, отвечающее требованиям постановления правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236. Оно, в частности, устанавливает запрет на допуск иностранного ПО при закупках для государственных и муниципальных нужд. Базовое и прикладное ПО, на котором функционирует информационная система, должно будет иметь сертификат ФСТЭК и/или ФСБ.
Архитектура системы будет построена на использовании компонентов с открытым исходным кодом, а сама ГИС будет совместима с ОС семейства Linux, «в том числе отечественными дистрибутивами данной ОС из семейства ALT Linux», рассказал «Ведомостям» представитель Минэкономразвития. Также в ней появится текстовый редактор, позволяющий при разработке и принятии НПА полностью отказаться от иностранных офисных пакетов, добавил он.
О том, что Минэк планирует разрабатывать новую госсистему, которая позволит упростить процесс подготовки НПА, говорил статс-секретарь, заместитель министра Алексей Херсонцев на Международном юридическом форуме в Петербурге в июне. Он отметил, что только в 2021 г. было принято 6500 постановлений правительства. При этом среднее время подготовки НПА составило 328 дней, сетовал Херсонцев.
«ГИС «Нормотворчество» должна будет стать единой средой взаимодействия всех участников нормотворческого процесса при подготовке законодательных решений», – заявил представитель Минэкономразвития. Он уточнил, что новая ГИС будет интегрирована с действующими информационными, правовыми системами и ресурсами – regulation.gov.ru, pravo.gov.ru и др. Реализация указанных мероприятий позволит «внедрить подсистемы и сервисы, сокращающие время подготовки правового акта», сократить количество «петель согласования» при межведомственном взаимодействии между органами государственной власти, объясняет собеседник.
Чем шире сфера применения НПА, тем больше времени проходит с момента его создания до подписания, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Есть исключения, когда необходимость незамедлительного выпуска документа продиктована обстоятельствами и наличием политической воли, но чаще всего речь идет о нескольких месяцах, нередко на это уходит и более года, добавляет он.
Если новая система будет работать как единая система согласования НПА между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), то это позволит существенно сократить срок между разработкой документа и внесением его в правительство, подтверждает член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александра Орехович. Новая система, судя по описанию, позволит гораздо быстрее в режиме реального времени корректировать НПА, видеть предложения ФОИВов и снимать взаимоисключающие предложения, которые могут поступать от различных участников согласовательного процесса, добавляет Орехович.
Функционал regulation.gov.ru по обеспечению взаимодействия органов власти, участвующих в подготовке НПА в режиме реального времени, очевидно, уже не отвечает актуальному уровню цифровизации, продолжает Горбунов. Но он не думает, что новая ГИС полностью заменит уже существующую систему: «Ее задача – это создание горизонтальных коммуникационных связей между органами власти, а не информирование широких кругов о ходе работы над проектом, с этим regulation.gov.ru вполне справляется».
Руководитель АНО «Цифровая культура» Иван Бегтин считает, что система сложна в реализации и потребует обучения, поэтому в случае успешного запуска ее стоимость будет оправданна. Но он полагает, что реальные проблемы нормотворчества – «в избыточности нормативных документов, колоссальном росте их числа и объемов за последние 20 лет».