Попадание софта в реестр отечественного ПО может усложниться

Обсуждаемые нормативы могут отсечь от реестра разработчиков, вышедших на IPO
Министр цифрового развития Максут Шадаев (на фото) ранее говорил о необходимости менять критерии определения контроля над российскими разработчиками ПО
Министр цифрового развития Максут Шадаев (на фото) ранее говорил о необходимости менять критерии определения контроля над российскими разработчиками ПО / Дмитрий Астахов / РИА Новости

Минцифры может ужесточить требования к разработчикам, претендующим на внесение их софта в реестр отечественного ПО. Обсуждается подъем минимальной доли российских акционеров в таких компаниях до 90%. Но есть риск, что это лишит доступа к реестру разработчиков, бумаги которых торгуются на бирже, например «Яндекса» или Positive Technologies

Минцифры обсуждает возможность усложнить критерии попадания софта в реестр отечественного ПО. Ведомство может скорректировать действующее ограничение, по которому подающая заявку компания должна принадлежать российским юридическим или физическим лицам более чем на 50%. Речь идет о повышении этого порога до 70–90%, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника.

По словам одного из них, Минцифры пытается добиться того, «чтобы у таких компаний были именно отечественные инвесторы». С другой стороны, по его словам, в министерстве понимают, что такая мера ограничит возможности компаний, которые торгуются на бирже. В этом случае непонятно, «кто собственник компании», добавляет собеседник. «И если 30% торгуется на Мосбирже, то что же это тогда, не российская компания?» – рассуждает чиновник.

«Сейчас Минцифры находится в диалоге с экспертами и профильными ассоциациями для разработки механизмов, которые позволят включать в реестр ПО продукты компаний, торгующихся на биржах, так что доля владения российскими юридическими и физическими лицами в них может динамически меняться, но при условии сохранения контроля российской стороной», – сообщил представитель министерства. О каких именно механизмах идет речь, он не уточнил.

Что дает реестр отечественного ПО

Реестр создан в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в 2016 г. В реестр, за ведение которого отвечает Минцифры, включается созданный на территории РФ софт, который могут закупать и использовать госорганы и компании с госучастием. Порядок допуска продукции к госзакупкам регламентируется постановлением правительства № 1236.

В реестре отечественного ПО уже сейчас есть разработки компаний, торгующихся на бирже. Например, от «Яндекса» в реестр включено более 60 разработок, от Positive Technologies – свыше 20. Эти компании соответствуют нынешнему требованию о 50%. Сейчас доля экономических акций «Яндекса», находящихся в свободном обращении, составляет 87,5%, но 51,8% голосующих акций – у основных акционеров и сотрудников компании, указано на сайте компании (по данным на 30 июня 2022 г.).

«Мы уже много лет подаем заявки на включение наших продуктов в реестр отечественного ПО. Они входят в него с 2017 г. и соответствуют всем необходимым критериям», – подтвердил представитель «Яндекса».

Доля акций Positive Technologies, торгующихся на бирже, составляет около 11%, уточнил представитель компании. Никаких проблем с включением софта Positive Technologies в реестр отечественного ПО никогда не было, утверждает управляющий директор компании Максим Пустовой. «После того как мы вышли на биржу, никаких разговоров о том, что наши технологии могут быть каким-либо образом исключены из реестра, тоже не велось, – поясняет он. – Более того, мы, как публичная компания, выходили именно на российскую биржу (Мосбиржу), ни до, ни после выхода мы не привлекали иностранных инвесторов, 99,9% наших акционеров – частные лица, являющиеся гражданами и резидентами РФ. Поэтому описанные риски мы считаем для себя нерелевантными».

Но проблемы могут возникнуть у разработчиков, софт которых еще не включен в реестр. В начале июня ряд крупных российских компаний с иностранными акционерами просили правительство снизить критерий по доле владения компанией для включения их продуктов в реестр отечественного ПО, сообщал РБК. Тогда Ozon, «Авито», Cian (владеет платформой ЦИАН), HeadHunter, «Тинькофф» и «Вымпелком» (бренд «Билайн») писали премьер-министру Михаилу Мишустину о том, что для ряда российских компаний, «которые являются лидерами цифровой экономики, ведут бизнес только в России и благодаря своему успешному развитию привлекли значительные зарубежные инвестиции», требование о принадлежности 50% компании российским лицам «является блокирующим».

Сейчас включение ПО в реестр производится на основании экспертизы, проводимой назначенными экспертами, объясняет президент ассоциации разработчиков «Руссофт» Валентин Макаров. «Если компания прошла IPO на Московской бирже, почему стоит не допускать ее продукты в реестр? – рассуждает он. – Только потому, что умозрительно на биржу в Москву могут прийти зловредные зарубежные инвесторы, чтобы заставить эти компании отказаться от работы с Россией?» По мнению Макарова, в данном случае речь скорее идет «не о защите суверенитета, а о работе конкурентов», продвигающих инициативу по повышению порога включения разработки в реестр.

Для признания ПО российским важной составляющей является отсутствие преобладающего влияния иностранных физических и юридических лиц, считает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. Такое условие выполняется при существующем порядке владения более 50% компании российскими бенефициарами, отметил он. Но для компаний, акции которых находятся в свободном обращении, требуется определить иной путь или механизмы для включения продуктов в реестр, полагает эксперт. Для этого, по мнению Лашина, возможно, потребуется предоставлять документы о фактическом контроле российскими бенефициарами всей деятельности компании.