«Сбер» разрабатывает свой аналог TikTok
Chipz может стать уже третьим российским проектом соцсети на основе обмена вертикальными видеороликами«Сберинтертейнмент», дочерняя компания «Сбера», готовит к запуску две новые соцсети – аналог TikTok с вертикальными видео под названием Chipz и «Панч» для создания и продвижения музыки. Сейчас проходит закрытое бета-тестирование приложений, рассказал источник «Ведомостей», знакомый с планами компании. По его словам, разработкой проектов занимается ООО «ЕСН», которое зарегистрировано «Сберинтертейнментом» 20 февраля 2021 г., а руководят командой выходцы из «Газпром-медиа» и «Яндекс.Дзена».
Информацию о новых соцсетях «Ведомости» обнаружили также в базе «СПАРК-Интерфакс» и на сайтах обоих проектов.
Как следует из данных СПАРК, 1 апреля 2022 г. ЕСН зарегистрировала товарные знаки CHIPZ и ПАНЧ. Также за компанией были закреплены домены chipz.ru и punch.ru. На сайтах можно оставить заявку на участие в закрытом тестировании. Ссылка на тестирование Chipz через TestFlight (служба бета-тестирования Apple для приложений iOS) также доступна в одноименном паблике в соцсети «В контакте». Инвайт в «Панч» можно запросить в группе сервиса «В контакте» и через Telegram-канал. Оба приложения пока доступны только пользователям iOS.
Из видеопрезентации Chipz, которую «Ведомости» обнаружили в Telegram-канале CHIPZ creators, следует, что сервис должен стать аналогом TikTok, который «объединит каталог контента, видеоредактор и соцсеть». Целевая аудитория проекта – молодые пользователи в возрасте от 13 лет до 21 года. По словам источника «Ведомостей», запуск Chipz запланирован на сентябрь. В сервисе будут разные шаблоны (чипы), при работе с которыми можно использовать встроенную библиотеку музыки, кино и шоу. Также в приложении будет чип «Сбермегамаркет», через который можно будет рекламировать и продавать товары, функции видеоответов на ролики. В планах разработчиков – добавить возможность создавать собственные чипы и мини-игры, а также сделать фонд для финансовой поддержки креаторов.
ЕСН за полгода успела трижды сменить руководство, следует из данных ЕГРЮЛ. Сначала ее возглавила директор по правовым вопросам Okko и Rambler Наталья Булаева, затем – Сергей Шишкин, основной владелец изданий Rambler Group (Lenta.ru, Gazeta.ru, Championat.com, «Секрет фирмы» и др.). Сейчас гендиректором является Александр Самборский, он был членом совета директоров ТНТ и возглавлял «ТНТ-регион», которая управляет региональными вещательными активами телеканала. На апрель 2022 г. 79% ЕСН принадлежало «Сберинтертейнменту», 20% – кипрской компании «Новус унус лимитед», еще 1% – Самборскому.
Представители «Сберинтертейнмента» и ЕСН на запрос «Ведомостей» не ответили.
Это не единственная попытка сделать «русский TikTok». В ноябре 2021 г. аналог такой соцсети запустила «Газпром-медиа». В Yappy можно снимать и редактировать видео, создавать коллаборации с пользователями в общей медиакомнате и делиться ими. Кроме того, в приложении доступна функция реюза, с помощью которой можно увеличить охват ролика, досняв свое дополнение к существующим на площадке трендам.
Yappy разработали на основе приложения «Ямолодец», которое «Газпром-медиа» купила в декабре 2020 г. В июне 2022 г. гендиректор «Газпром-медиа холдинга» Александр Жаров говорил, что ежемесячная аудитория приложения составляет 4 млн пользователей. В холдинге на запрос «Ведомостей» не ответили.
С момента запуска сервис «VK Клипы» показывал непрерывный рост и в июне достиг отметки в 750 млн просмотров в сутки, показав рост в 7 раз по сравнению с 2020 г., рассказал представитель пресс-службы сервиса. В апреле этот показатель на пике превышал отметку 1 млрд, уточнил он.
Директор Института исследования интернета Карен Казарян считает, что у Chipz мало шансов стать реальным конкурентом TikTok, потому что у него нет уникального торгового предложения. «TikTok – это не про публикацию коротких видео, а просмотр того, что тебе интересно. Уникальное предложение TikTok в том, что у него лучший на рынке алгоритм рекомендаций. А Сhipz и его описание выглядят так, как будто это продукт для руководства или инвесторов, а не для пользователей. Никому не нужны клоны», – сказал он.
Российская аудитория пришла в TikTok не сразу, сначала им не интересовались ни блогеры, ни пользователи, ни бренды, добавляет генеральный директор агентства hello blogger Татьяна Иванова. «Дальше случилась магия алгоритмов, простые пользователи стали набирать огромную аудиторию, появились свои селебрити внутри платформы, за аудиторией пришли бренды», – пояснят она. Появление нового игрока, по ее словам, усилит конкуренцию между уже работающими приложениями, заставив их создавать сильные продуктовые решения и яркие маркетинговые кампании.
Запустить подобный проект локально крайне сложно, так как помимо больших инвестиций в технологию необходимо привлечь пользователей и креаторов, говорит блогер и основатель тиктокерского дома Dream Team House Ярослав Андреев, больше известный как «Эльф-торговец». Yappy, по его словам, сейчас мало востребован и эту площадку нельзя назвать конкурентной TikTok. Он считает, что больше шансов на успех из всех доступных сейчас площадок у «VK Клипов»: «У «В контакте» есть своя база аудитории, технологически они ушли дальше Yappy. При этом по количеству активных авторов они сильно отстают от TikTok. Чем больше авторов, тем больше контента, тем выше таймспенд (время нахождения на платформе)». Также, по его словам, не стоит списывать со счетов YouTube Shorts, так как площадка жива и имеет большой потенциал.
Вторая соцсеть – «Панч», которая визуально похожа на TikTok, позиционируется как «мобильная студия» для создания и продвижения музыки. Пользователи могут использовать готовые биты, аудиоэффекты и нейросеть, которая генерирует тексты песен на основе нескольких слов. В приложении можно делиться готовыми сниппетами, а также оставлять реакции («хлопочки») и комментарии к видео других пользователей.
Мягкий запуск приложения состоялся 14 марта, говорится в Telegram-канале «Панч». Официальный релиз приложения должен состояться в конце июля.
По словам Андреева, пока непонятно, станут ли готовые биты отличительной особенностью приложения. «В TikTok можно снять видео на любой звук. В Yappy и «В контакте» такой возможности нет, у «Панч» тоже, скорее всего, не будет. Это уменьшает простоту съемки и ломает привычный паттерн поведения», – говорит он. Казарян, напротив, считает, что в отличие от Сhipz у «Панч» есть шанс на нишевую популярность.