МТС разрабатывает свой аналог Apple Pay и Google Pay

Оператор планирует представить его уже в IV квартале 2022 года
Для получения «MTC ID» не требуется быть абонентом МТС
Для получения «MTC ID» не требуется быть абонентом МТС / Максим Стулов / Ведомости

О работе МТС над новым сервисом «МТС Pay» «Ведомостям» рассказал первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин. По его словам, оператор разрабатывает это платежное решение в партнерстве с «МТС банком», а также с Национальной системой платежных карт (НСПК). «Ведомости» направили запрос в НСПК.

Компания рассчитывает создать «бесшовный сервис, который был у пользователей Google Pay и Apple Pay», объясняет Воронин. «МТС Pay» будет представлять собой экосистему платежей, включающую бесконтактную оплату (NFC, QR-код, Face ID), оплату покупок с баланса мобильного телефона, а также пополнение счета телефона и др., рассказал он. Пользоваться сервисом смогут клиенты любых банков и абоненты всех операторов, скачав приложение сервиса и зарегистрировавшись в системе «МТС ID». Для получения «MTC ID» не требуется быть абонентом МТС, подчеркнул представитель оператора.

«Мы уже собрали прототип приложения «МТС Pay» для мобильных телефонов», – отметил Воронин. В устройствах Apple работа подобных платежных систем сейчас заблокирована, но в МТС работают «над созданием альтернативного способа проведения оплат в том числе и для устройств на базе iOS», заявил он, но не уточнил, как именно это будет реализовано.

По словам вице-президента «МТС банка» Алексея Клепикова, банк рассчитывает на выход сервиса на масс-маркет и реализацию функций бесконтактной оплаты в IV квартале 2022 г.

Сначала сервис появится в Москве и Подмосковье, но в дальнейшем МТС планирует развернуть его и в других регионах, добавил он. Сейчас идет закрытое тестирование разработки. «Банк проводит R&D-исследования, в том числе как обеспечить работу приложения для телефонов на базе iOS, тестирует использование NFC-стека и другие технологичные подходы», – отметил Клепиков.

Стоимость разработки сервиса в МТС не раскрывают. Но, по оценкам опрошенных «Ведомостями» аналитиков, вложения были невелики. «Судя по описанию, в сервисе используются уже готовые и понятные элементы – интерфейсы NFC, конструкции, связанные с обработкой QR-кодов, и др.», – поясняет председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. По его оценке, инвестиции в проект составили порядка $1 млн (около 60 млн руб. по текущему курсу). По оценке аналитика «Финама» Леонида Делицына, компания могла вложить в разработку сервиса около $5 млн (250 млн руб.).

Второй подход МТС

В 2017 г. МТС и «МТС банк» уже объявляли о запуске единой экосистемы платежей «Кошелек МТС деньги». Сервис позволял абонентам МТС «совершать платежи и переводы с помощью электронных денежных средств», предполагалось расширить функционал и на абонентов других сотовых операторов. Сервис остался только в веб-версии, а его приложение было объединено с приложением «МТС банка». В нынешнем виде веб-версия «Денег» продолжит развиваться параллельно с «МТС Pay», отметил представитель МТС.

«Прогнозировать выручку нового сервиса сложно, потому что пока не понятно, кто точно будет им пользоваться, – говорит Достов. – Если исходить из того, что сервис будет активно использоваться абонентами МТС, то его доход может достигать около 500 млн руб. в месяц. Вполне возможно, МТС будет зарабатывать на комиссии с каждого платежа. Также не исключено, что, удерживая человека в своей экосистеме, МТС будет получать косвенные доходы за счет того, что тот предпочитает использовать только сервисы экосистемы».

В перспективе нескольких лет это направление может приносить МТС порядка 5 млрд руб. выручки в год, оценивает Делицын. Но следует учитывать тот факт, что зарубежные корпорации Apple, Samsung и Google, развивая аналогичные сервисы, имели возможность их предустанавливать на продаваемые смартфоны, напомнил он. МТС еще предстоит убедить пользователя в необходимости скачивания и использования приложения, обращает внимание аналитик.

Придется решить вопрос блокировки модулей NFC в устройствах Apple, напоминает Достов. «Не исключено, что Apple обяжут раскрыть NFC-модули в рамках честной конкуренции», – предположил он, отметив, что подобные кейсы разворачиваются сейчас в других странах мира.

Общая проблема бесконтактных платежных сервисов – запрет Apple на добавление в NFC-чип других платежных систем, кроме Apple Pay. Первая и пока единственная страна, где Apple разрешила добавлять сторонние платежные решения, – Южная Корея. ЦБ России обходил запрет, представив платежный терминал, разработанный с банком «Русский стандарт» и компанией Inpas, который сам может создавать NFC-метки (NFC tag). Пилот по внедрению таких терминалов завершился в 2021 г., писали «Ведомости». Но чтобы этот способ оплаты сделать массовым и доступным, придется заменить весь текущий POS-терминальный парк, а это большие затраты для российских банков, предупреждал директор по продуктам компании Inpas Илья Карпейкин.

Российский рынок бесконтактных платежных сервисов только начинает формироваться: в нынешнем виде он появился несколько месяцев назад с уходом Apple Pay, Google Pay и др., обращает внимание Достов. «Освободилась очень большая ниша, которую стараются сейчас занять различные участники рынка. Это такой blue ocean («голубой океан» – новый сегмент рынка с низкой конкуренцией. – «Ведомости»), в который все пытаются нырнуть и оторвать себе кусок», – отметил он. С одной стороны, этим направлением сейчас активно занимаются частные игроки, банки, такие как, например, «Сбер». В то же время эту нишу активно пытается занять и государство – например, запуском сервиса «СБПэй», отметил Достов.

«СБПэй» – мобильное приложение для оплаты покупок на базе разработанной ЦБ системы быстрых платежей (СБП) по QR-коду или платежной ссылке. ЦБ 25 марта потребовал, чтобы все российские банки подключились к сервису с 1 июля. Pay-сервисы также развивают Сбербанк (Sberpay), Газпромбанк (Gazprom pay), «Тинькофф» («Тинькофф pay»), «Яндекс» («Яpay»).

«Частные решения могут быть более гибкими и таргетированными на клиентов различных компаний, в этом их большой плюс. Но решения, предлагаемые на федеральном уровне, типа СБП имеют такой мощный козырь, как универсальность. Какой из двух подходов окажется превалирующим, сейчас сказать нельзя», – заключил Достов.