Рогозин предложил национализировать заводы микроэлектроники для космоса

Эта инициатива будет скорее вредной для отрасли, считают эксперты
Производство микроэлектроники для спутников, как считает Дмитрий Рогозин, должно быть национализированным
Производство микроэлектроники для спутников, как считает Дмитрий Рогозин, должно быть национализированным / Максим Стулов / Ведомости

Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин предложил национализировать предприятия, производящие микроэлектронику для спутников, и передать их «Роскосмосу» и «Росатому». Об этом он сказал на встрече с коллективом спутникостроительного холдинга «Информационные спутниковые системы».

«Тема спутникостроения в нашей стране остается одной из самых тревожных именно в силу недоступности радиационностойкой элементной базы», – объяснил свою логику топ-менеджер, слова которого приведены в Telegram-канале госкорпорации.

Рогозин также утверждает, что «Роскосмос» заинтересован в удвоении отечественной орбитальной группировки, в том числе для предоставления услуг широкополосного доступа в интернет и услуг интернета вещей. «Работы у вас будет много. Вопрос только в технической реализуемости тех направлений деятельности, которых нет у нас на руках, – та самая элементная база. Это наше с вами слабое место. Нужно вместе садиться и думать, как решить проблему», – сказал он.

Речь идет о наиболее защищенных классах микроэлектронной продукции. Для нужд «Роскосмоса» сейчас выпускаются радиационностойкие компоненты, транзисторы, микросхемы, источники электропитания, которые отвечают повышенным требованиям в плане внешнего воздействия, т. е. радиации, температуры и т. д., объясняет исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский.

Каким именно поставщикам оборудования грозит национализация, гендиректор «Роскосмоса» не уточнил. Предприятия, производящие электронику для космической промышленности, и так в периметре «Роскосмоса», речь идет о холдинге «Российские космические системы», говорит член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. Другие предприятия электронной промышленности, которые делают электронные компоненты классов military и space, входят в «Ростех» и тоже подконтрольны государству, добавляет эксперт.

В периметр «Ростеха» входит, например холдинг «Росэлектроника», который производит линейку радиационно-стойкой ЭКБ космического назначения. В частности, саратовское НПП «Алмаз» является разработчиком 36 типов ламп бегущей волны для космических аппаратов, рассказал представитель «Ростеха». А входящий в «Росэлектронику» томский НИИ полупроводниковых приборов выпускает керамические корпуса типа СLCC (керамический безвыводной кристаллоноситель), добавил он.

15 марта Рогозин сообщал, что «Роскосмос» купил у АФК «Система» пакет акций ПАО «Ярославский радиозавод» и включил его в состав холдинга «Российские космические системы».

Источник, близкий к одному из крупных производителей электроники, уточняет, что помимо «Российских космических систем» над комплектующими для космической отрасли работает также АО «НИИМА «Прогресс» (49,9% у «Ростеха», 50,1% у АФК «Система»). Оно, в частности, занималось разработкой наземной инфраструктуры «Глонасс». «Не совсем понятно, о каких компаниях идет речь. Известные мне компании уже государственные или наполовину государственные», – добавил собеседник.

Покровский считает идею национализировать предприятия, производящие космическую микроэлектронику, «вредной». «Частные компании – производители компонентов намного эффективнее, чем компании в составе госкорпораций. Об этом можно судить по результатам, которые получены за последние 10–15 лет. По соотношению объема инвестиций и номенклатуры разработанной и выпускаемой продукции», – объяснил он. По его мнению, правильнее было бы строить сетевую структуру, состоящую из независимых участников, а не вертикально интегрированную, в которой концентрируются риски.

26 февраля Рогозин заявил, что комплектующие для спутников, поставки которых будут ограничены санкциями, госкорпорация сможет закупать у Китая. Но многие компании космической отрасли находились в санкционных списках и до февраля 2022 г., отмечает Покровский. «По идее, они должны быть хорошо подготовлены к потенциальным проблемам с поставками комплектующих. Насколько тяжелой ситуация является сейчас, оценить трудно», – сказал он.

«Ведомости» направили запрос в «Росатом». Представитель Минцифры от комментариев воздержался.