Минпросвещения разрабатывает видеоплатформу для школьников

Среди прочего для сервиса закажут курсы Владимира Мединского по истории XVIII века
Злата Милявская / Ведомости
Злата Милявская / Ведомости

О том, что Минпросвещения готовит к запуску платформу с просветительским контентом для внеклассного обучения школьников, «Ведомостям» рассказал источник, близкий к одному из поставщиков контента для нового проекта. По его информации, одним из ключевых поставщиков планируется сделать Госфильмофонд. Информацию о подготовке платформы «Ведомостям» подтвердил советник министра просвещения Антон Назаров.

«Один из проектов, над которым мы работаем в рамках цифровой образовательной среды, – это видеоплатформа для Smart TV под рабочим названием «Мое просвещение», на которой будет собран образовательный и воспитательный контент для школьников», – сообщил Назаров. По его словам, сейчас министерство прорабатывает состав контента с потенциальными поставщиками.

«Рассматриваем в таком качестве Госфильмофонд, Гостелерадиофонд, ведущие медиахолдинги и продакшн-студии, Институт развития интернета (ИРИ), общество «Знание», Российское историческое и военно-историческое общества (РИО и РВИО) и др.», – продолжил советник. Сейчас техническими партнерами проекта выступают подведомственные организации Минпросвещения.

Объем финансирования проекта Назаров не назвал. Без учета стоимости контента разработка и поддержка платформы в течение первого года работы может стоить порядка 100–150 млн руб., оценивает аналитик «Финама» Леонид Делицын. Близкую оценку дает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. «Стоимость разработки и поддержки платформы при условии покупки уже готового решения может составлять порядка 100 млн руб. в год», – отметил он.

Обсуждение поставки контента для Минпросвещения «Ведомостям» подтвердили в ИРИ, РИО и РВИО. В пресс-службе Госфильмофонда на момент публикации не ответили на запрос «Ведомостей». Представитель Гостелерадиофонда отметил, что у него нет информации о проекте. «Ведомости» также направили запросы представителям крупнейших медиахолдингов.

«Это в основном будет наш высококачественный выверенный исторический контент, который выпускает просветительский лекторий «Достоевский», Dostoverno.ru. В том числе будут представлены авторские курсы [помощника президента РФ, председателя РВИО] Владимира Мединского «Рассказы из русской истории. XVIII век» и «Петровские времена» к 350-летию Петра Великого», – рассказал «Ведомостям» исполнительный директор РВИО Виталий Мартынюк.

Среди контента, который готово предоставить министерству РИО, цикл из нескольких десятков получасовых роликов по неоднозначным периодам истории России, рассказал председатель правления РИО, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский. «Мы как общество, в которое входит большое число научно-исследовательских центров, архивов, университетов, музеев, библиотек и других организаций, готовы в любое время предоставить такой контент на безвозмездной основе», – сказал он. Могилевский отметил, что Минпросвещения обратилось в РИО с такой просьбой «некоторое время назад».

Сейчас цикл роликов «Трудные вопросы истории» опубликован на сайте РИО и на YouTube. Каждое видео представляет собой выступления историков по одному спорному периоду в истории страны – будь то реформы Никиты Хрущева, управление страной под началом Иосифа Сталина, внешняя политика Российской империи XIX в., реформы 1990-х гг. и др.

«Мы готовы к приему на конкурс заявок по созданию контента для школьников, отвечающих требованиям министерства и профильных институтов. Это может быть контент разных видов – образовательные подкасты, видеоролики, главное, он должен быть интересным, вовлекающим и интерактивным», – отметил гендиректор ИРИ Алексей Гореславский. По его мнению, такой контент должен быть доступен для школьников на любых цифровых носителях, включая ТВ, смартфоны и компьютеры.

В конце 2021 г. депутаты Госдумы инициировали и приняли поправки в закон «Об образовании», по которым любой контент, используемый в обучающей работе учителями (видеоролик, мультфильм, электронный урок или подкаст), должен сертифицироваться Минпросвещения, писали «Ведомости». По словам главы комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой (фракция «Единая Россия»), такая сертификация необходима, чтобы школьникам не попадался контент, в котором есть дезинформация или причиняющие вред здоровью детей сведения.

Судя по описанию, прямых аналогов этому проекту нет, считает глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Но под познавательный контент обычно не выделяют отдельный сервис: редкое исключение – сообщество и одноименная платформа TED, объясняет он. Прекрасные документальные фильмы о природе, науке и технологиях есть и в российских онлайн-кинотеатрах, а самой популярной платформой, на которой представлен просветительский и образовательный контент, по-прежнему остается YouTube, напомнил Бырдин. «Возможно, план создания такой платформы объясняется задачей заместить эту функцию YouTube в случае его блокировки», – предположил он.

Скептически относится к созданию новой платформы просветительского контента Казарян. «Если контент общедоступный, то в чем смысл собирать его на некой отдельной платформе? Тем более если он уже представлен на популярных платформах типа YouTube или Vimeo», – заключил он.