Игрушки на миллиард: государство готово вкладывать деньги в развитие игрового контента

Но качество реализованных прежде проектов вызывает вопросы экспертов
Скриншот из игры «Объемная история»
Скриншот из игры «Объемная история» / VRT

До конца 2022 г. Институт развития интернета (ИРИ) планирует инвестировать не менее 1 млрд руб. в развитие компьютерных игр. Об этом заявил на сессии «Кто зарабатывает на видеоиграх сегодня и кто заработает в будущем?» в рамках на ПМЭФ-2022 генеральный директор организации Алексей Гореславский. С начала 2022 г. на игровые проекты уже было выделено около 400 млн руб., сообщил «Ведомостям» представитель ИРИ. В мае «Коммерсантъ» писал, что организация выделила 260 млн руб. новосибирской студии Cyberia Limited на разработку и издание видеоигры о Смуте в жанре RPG. ИРИ и раньше финансировал разработку игр, но в гораздо меньшем масштабе. «Ведомости» изучили эти проекты.

В 2020-2021 гг. ИРИ направил 13 млрд руб. госсубсидий на создание контента (3 млрд – в 2020 г., 10 млрд – в 2021 г.). Финансирование распределялось на конкурсной основе, уточнил представитель организации, и шло по пяти направлениям, одно из которых – «ПО и игры». В рамках этого направления, по словам собеседника, создатели контента получили 123 млн руб. Точное количество профинансированных игр он не назвал, но в направлении «ПО и игры» «Ведомости» обнаружили как минимум три реализованных проекта.

Это «Объемная история» от российской студии VRT, «Космос наш» и «Москва 41», которые, по документам на сайте ИРИ, разработал ИП Анатолий Алексеевич Щербаков. По информации «СПАРК-Интерфакса», Щербаков владеет 20% ООО «ЦТМ групп», гендиректором которой является Александр Нопин. Нопин – глава исполнительного коллегиального органа «Мортон-РСО» (принадлежит застройщику ПИК) и бывший гендиректор застройщика ГК «Основа».

«Объемная история», как описано в Steam (одна из платформ для размещения продукта), это «бесплатный образовательный проект об эпохальных событиях и людях в истории России». Один из эпизодов посвящен освобождению Москвы от поляков в 1612 г., еще два – взятию рейхстага и полету Гагарина. В раннем доступе она вышла 8 декабря 2020 г., для игры нужен шлем виртуальной реальности HTC Vive, следует из описания в Steam.

В AppStore и Google Play игра была доступна с сентября 2020 г. В AppStore, как и Google Play, на момент публикации материала по-прежнему была версия игры v1.0. Из данных Google Play следует, что ее скачали более 500 раз, в AppStore статистику посмотреть нельзя.

До того, как «Ведомости» обратились с запросом в ИРИ и к основателю студии VRT Константину Негачеву, запустить «Объемную историю» через Steam было невозможно: 15 июня на странице игры было указано, что она находится «в раннем доступе». 20 июня на странице игры в Steam появилась возможность запустить полную версию. Представитель VRT это опровергает. По его словам, весь контент, размещенный в Steam, был доступен для использования начиная с сентября 2020 г. «Сообщение о том, что проект находится в раннем доступе, действительно было размещено на странице игры. Оно не было вовремя удалено после последнего обновления, все это время игру можно было загрузить на поддерживаемые устройства. Все это время контент был доступен на HTC Vive, HTC Vive Pro, HTC Vive Pro 2», – уточнил собеседник.

Точную сумму, потраченную на создание игры, Негачев раскрывать отказался, сославшись на договор о неразглашении с ИРИ. По его словам, проект был полностью реализован и «пользуется большим спросом в школах». Знакомый с правилами выделения средств ИРИ источник говорит, что создатели «Объемной истории» запрашивали на разработку 30 млн руб., а по итогам конкурса получили не меньше 20 млн руб. ($273 000 по курсу ЦБ на март 2020 г.). Также, говорит собеседник, деньги были затрачены не только на «игровую» часть продукта, которая была дополнением к изготовлению нескольких социальных графических CGI-роликов.

13 млрд руб.

направил ИРИ на создание контента в 2020-2021 гг.

«Реализация подобного проекта может составлять в потолке до $100 000, если вся производственная база в России. На зарубежных рынках подобное производство нужно увеличивать в 2–3 раза», – сказал независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко. Игровой продюсер Влад Мищенко оценил возможный бюджет игры в $30 000–50 000. «Такие цифры присущи небольшим проектам. Могут быть бюджеты и по $80 000–100 000 – чем более комплексная игра, тем больше бюджет. «Объемная история», если судить по отзывам в Steam, не предполагает интерактива», – добавил он.

«VR-проект «Объемная история», безусловно, прекрасен в своей задумке, но по исполнению не выдерживает никакой критики. Поддержка всего одного VR-шлема – довольно экзотического в России – и невозможность экстраполироваться на другие платформы хоронят хорошее начинание. Отзывы на единственной платформе говорят сами за себя. Их всего пять, из которых три – негативные», – объяснил Кузьменко.

Представитель VRT не согласен с претензиями по поводу шлема. По его словам, на момент старта проекта шлем HTC Vive являлся одним из самых популярных, как в мире, так и в России, а также обладал одними из лучших на рынке характеристиками, например, общее разрешение дисплеев и угол обзора. Поэтому, считает собеседник, выбор разработчиками именно этого шлема представляется вполне оправданным. В целом создание проекта под одну модель VR-шлемов не является редкостью на рынке, отметил представитель VRT.

Проекты «Космос наш» и «Москва 41» – это мобильные приложения с использованием AR-технологий. Первый посвящен истории развития отечественной космонавтики, второй – сражению за Москву, которое длилось с сентября 1941 г. по апрель 1942 г. Сумму финансирования, выделенного на разработку этих проектов, ИРИ также не раскрыл. Щербаков на запрос «Ведомостей» не ответил.

«Космос наш» и «Москва 41» сейчас доступны только в AppStore. Точное количество скачиваний в магазине посмотреть нельзя, но, судя по количеству отзывов, каждое из приложений также скачали не менее 500 раз. Как раз количество скачиваний и было ключевым показателем для получателей финансирования, подтвердил «Ведомостям» представитель ИРИ.

Оценка игры «Космос наш» в магазине составляет 4,3 – подавляющее большинство пользователей оценили его в четыре или пять звезд и написали отзыв. Оценка игры «Москва 41» еще выше – 4,9, почти все пользователи поставили игре пять звезд. При этом оценки обеих игр появились в короткий временной отрезок: у «Космос наш» в июне 2021 г., у «Москвы 41» с 8 по 18 ноября 2021 г.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян допускает, что появление более 500 положительных отзывов за 10 дней может быть признаком того, что они накручены. «Отзывы на обе игры выглядят исключительно положительными. Возможно, у них действительно есть своя преданная аудитория, но, понимая как в эпоху ботов формируется рейтинг игровых приложений в известных магазинах приложений, в этом можно и усомниться», – добавляет Кузьменко. Глава АНО «Информационная культура» Иван Бегтин также согласен с тем, что отзывы в магазинах приложений легко закупить. По соответствующему запросу Google выдает десятки сервисов, которые размещают отзывы в AppStore и на других площадках, включая Google Play, Apple Music, «Яндекс.Карты» и «Авито». Цена за один отзыв на них варьируется от 28 до 500 руб. Отзывы могут оставлять с помощью либо «армии низкооплачиваемых сотрудников», либо ботнетов (сети взломанных устройств), уточняет Казарян.

Появление оценок и комментариев к любому типу контента в «короткий временной отрезок» – типичное явление на рынке, объясняет человек, близкий к ИРИ. По его словам, большинство отзывов и комментариев пользователей появляются в период сразу после публикации контента, когда интерес к нему максимальный, после этого уровень активности пользователей обычно снижается. 500 отзывов за 10 дней (50 в день), продолжает он, с учетом размера аудитории стора – это вполне адекватный объем комментирования, не обладающий признаками накрутки.

«Почти все эти проекты представляли собой программные продукты, мобильные игры или приложения с элементами геймификации, собственно игровые проекты нам на конкурс практически не приносили», – говорит представитель ИРИ, объяснив это спецификой условий конкурса. Из них следует, что команды должны были сдавать готовые проекты до конца года, в который получали финансирование. То есть на разработку им отводилось около девяти месяцев, что крайне мало для игровых проектов, добавил собеседник.

Это условие конкурса было изменено в конце 2021 г., говорил собеседник в ИРИ изданию DTF. Из-за того, что прежде участники конкурса были ограничены одним годом, разработчики не проявляли к нему интереса, отмечало DTF: но с увеличением срока ИРИ рассчитывает, что ситуация изменится. С конца 2021 г. организация получила возможность поддерживать долгосрочные проекты. Первые полноценные игровые проекты ИРИ, по словам его представителя, начал поддерживать в декабре 2021 г. «Разработка всех игровых проектов ведется на условиях постоплаты, по факту выполненных работ, эти деньги будут выплачиваться разработчикам в течение 2022–2024 гг.», – добавил он.

Статья обновлена 24 июня: добавлены официальные комментарии VRT и других источников.