ВТБ купил 100 000 лицензий российского аналога Microsoft Office на 1,2 млрд рублей

Это крупнейшая сделка по покупке отечественного софта в России
Андрей Гордеев / Ведомости

О том, что ВТБ заменяет Microsoft Office отечественным ПО «Мойофис», «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с ходом переговоров банка и разработчика софта – IT-компании «Мойофис». Сделка составила порядка 1,2 млрд руб., знает собеседник, близкий к ВТБ. Представители банка и IT-компании также подтвердили информацию о контракте, отказавшись комментировать его сумму.

«Мойофис» – программный продукт отечественной разработки. Включает инструменты и приложения для работы с текстом, электронными таблицами и почтой, презентациями и облачным хранилищем данных.

Речь идет о покупке 100 000 лицензий пакета «Мойофис профессиональный», они приобретались в качестве замены ПО Microsoft, говорит коммерческий директор «Мойофиса» Елена Непочатова. По ее словам, переговоры по сделке шли с начала 2021 г. В пакет, который приобрел ВТБ, входят программы для работы с документами, таблицами, презентациями и др., возможна работа как в облаке, так и с конкретных устройств. «Лицензия бессрочная, с обновлениями в течение пяти лет, техподдержкой 24/7», – уточнила Непочатова.

Для ВТБ покупка лицензий «Мойофиса» – это начало миграции с зарубежного офисного ПО на российское в масштабах всего банка, отметил представитель пресс-службы банка. Продукты позволяют организовать работу «без риска подпасть под ограничения регуляторов или сервис-провайдеров», так как разработаны в России, добавил он.

«Это самая крупная закупка российского ПО на данный момент. Ранее лидером была закупка трехлетних лицензий Postgres Professional в РЖД на сумму 1,08 млрд руб.», – уверяет Непочатова.

С этим соглашаются и опрошенные «Ведомостями» участники рынка. Помимо РЖД до последнего времени среди наиболее крупных сделок была, например, закупка «Росатомом» в конце 2020 г. операционных систем Astra Linux с техподдержкой на общую сумму 820 млн руб., обращает внимание исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его словам, такие крупные сделки обычно заключают госкомпании с большим числом сотрудников и отделений в различных регионах.

Такое ПО приобретают госорганы, госкорпорации, а также крупный бизнес, соглашается с Лашиным Валентин Макаров, президент другой крупной ассоциации участников российского софтверного рынка – «Руссофта». Обычно эти клиенты покупают системное офисное ПО, а также средства информационной безопасности, добавляет он.

До недавнего времени более половины рынка софта в России занимали иностранные вендоры, с уходом которых «заказчики начали активно импортозамещаться», говорит гендиректор IT-компании «Серчинформ» Сергей Ожегов. Отчасти это связано с тем, что комплексный переход на отечественное ПО занимает достаточно длительное время, отмечает Лашин. «Но в условиях санкционных ограничений эти сроки сокращаются, в том числе за счет быстрого выбора отечественного ПО и принятия решений о его внедрении», – добавляет он.

Дополнительное время зачастую требуется заказчикам не только на тесты новых для них продуктов, но и на вопросы бюджетирования, добавляет заместитель гендиректора производителя операционных систем «Ред софт» Рустам Рустамов. Рост спроса подстегивается и нестабильностью на рынке, которая «стимулирует заказчиков расходовать бюджеты, пока они есть», соглашается Ожегов.

Ускоряет импортозамещение и введение ограничений на приобретение иностранных решений. Согласно указу президента от 31 марта 2022 г., закупка иностранного ПО объектами критической информационной инфраструктуры (к ним относятся и банки) с 2022 г. невозможна без согласования с регулятором. К 2025 г. зарубежные решения и аппаратно-программные комплексы по планам должны быть выведены из эксплуатации и заменены на российские.

«Рост числа интересующихся покупателей есть, и довольно существенный, но они пока не торопятся заключать сделки, больше присматриваются», – отмечает гендиректор DZ Systems, основатель «Яндекс.Маркета» Дмитрий Завалишин.

«Санкции послужили только катализатором расширения количества пользователей», – заключает Непочатова. По ее словам, компания с начала года отмечает рост продаж своих продуктов в 4 раза по сравнению с показателями прошлого года, но все эти сделки были заключены с клиентами, которые уже год-два тестировали решения разработчика.

По данным Центра компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ, в 2021 г. доля российских продуктов среди используемого в госсекторе софта в среднем составляла 30–35%, хотя должна была достичь 50–70% в зависимости от класса ПО, отмечает Лашин. Но сейчас в стоимостном выражении доля закупаемого отечественного ПО впервые превысила расходы на зарубежное, добавил он. С февраля 2022 г. рост спроса составляет до 10 раз в зависимости от категории продуктов, добавляет Лашин.