Беспилотные аэротакси начнут тестировать в 2024 году

Но пока это невозможно из-за регуляторных ограничений
Наиболее перспективными проектами на сегодняшний день считаются китайский EHang и европейский Volocopter, из российских проектов – Hover (на фото)/ Валерий Шарифулин / ТАСС

Тестовые полеты беспилотных пассажирских аэротакси в подмосковном Сколкове начнутся в 2024 г. Это «Ведомостям» рассказал федеральный чиновник и подтвердил старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Кирилл Каем. Для начала испытаний «Сколково» необходимо ввести экспериментально-правовой режим (ЭПР) и пройти цикл согласований с регулятором, уточнили собеседники «Ведомостей».

В конце мая фонд «Сколково» и правительство Москвы объявили о создании специальной зоны для тестирования беспилотных авиасистем (БАС) в условиях мегаполиса. В зоне будут действовать ограничения высоты полетов в 100 м. Полеты грузовых дронов планируется начать уже в сентябре 2022 г., обещал тогда председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов.

По информации на сайте фонда, первоначально в спецзоне будут летать легкие дроны взлетной массой до нескольких килограммов и более тяжелые, в том числе массой свыше 30 кг. «Для эффективного функционирования проекта потребуется снятие регуляторных барьеров, внедрение ЭПР и создание необходимой технической, информационной и организационной инфраструктуры», – цитировал Дроздова «Интерфакс».

Для развития отечественных беспилотных технологий «Сколково» и Московский инновационный кластер (МИК) создадут совместное предприятие, рассказал представитель пресс-службы фонда. «В мире объем гражданских беспилотников растет на 24% ежегодно, в России темпы роста – на 29%. Однако Россия существенно отстает в мировом развитии рынка БАС: до 90% продукции на отечественном рынке – китайские беспилотники. Российские решения занимают менее 2%. Таким образом, совместная инициатива МИК и фонда «Сколково» призвана содействовать импортозамещению на рынке БАС», – пояснил он. Совместное предприятие будет являться оператором пилотной зоны в «Сколково», выдавать допуски к полетам беспилотных воздушных судов (БВС), взаимодействовать с регуляторами воздушного движения, осуществлять управление инфраструктурой.

В пресс-службе правительства Москвы и департамента предпринимательства и инновационного развития не ответили на запрос «Ведомостей».

Сейчас воздушное законодательство не предполагает коммерческих перевозок над городами с использованием даже маленьких беспилотников взлетной массой до 30 кг, а уж тем более пассажирских беспилотников, говорит директор АНО «Центр Аэронет» Сергей Жуков. Перспективы начала тестирования аэротакси через два года Жуков оценивает скептически: «Опыт грузовых беспилотных авиаперевозок будет нарабатываться в рамках ЭПР, но отечественные аэротакси в России – это не 2024 г. точно». Два года назад, по подсчетам рабочей группы «Аэронет» Национальной технологической инициативы, было 117 проектов аэротакси по всему миру. Наиболее перспективными проектами на сегодняшний день Жуков считает китайский EHang и европейский Volocopter, из российских проектов – Hover.

Hover показал прототип аэротакси еще в январе 2021 г., подтверждает основатель проекта Александр Атаманов. Его технические характеристики позволяют пролететь всю Москву и вернуться обратно, уточняет предприниматель. Но есть вопросы c регуляторной точки зрения, соглашается Атаманов: тестам летающих такси мешает проблема с их сертификацией. «На данный момент ни одной компании в мире не удалось пройти сертификацию судна. Скорее всего, раньше всех это сделают китайцы, немцы или американцы», – объясняет он. Но, по оценке Атаманова, план начать тестировать аэротакси в 2024 г. вполне реален.

Регуляторно поднимать в воздух БВС массой более 30 кг вне зоны ответственности аэродромов (радиус 60 км) можно и сейчас, отмечает директор компании «Птеро» Амир Валиев. Но для Сколкова не должны отменять элементарные требования по безопасности, считает он. «Я не понимаю, как аэропорт «Внуково» разрешил летать под глиссадой», – возмущается эксперт.

С технической точки зрения начало тестовых полетов в 2024 г. возможно, соглашаются опрошенные «Ведомостями» эксперты. Сегодня есть проекты с гибридными двигателями, где используется двигатель внутреннего сгорания, который вырабатывает электричество, питающее электромоторы, объясняет Жуков. Но цель отрасли – сделать бесшумный авиатранспорт, поэтому инженеры стремятся либо к повышению качества батарей, либо к производству электроэнергии на борту другим способом, т. е. без сжигания топлива, добавляет он. В частности, решением являются топливные элементы на основе водорода, знает эксперт.

В марте правительство РФ утвердило концепцию интеграции беспилот­ников в еди­ное воз­душное пространство Рос­сии. Председатель пра­вительства Михаил Мишустин подписал соответствующее распоряже­ние. Кон­цепция предусматривает поэтапную интеграцию беспилотни­ков к 2030 г.