Операторы связи зафиксировали кратный рост трафика на новостные ресурсы
Абоненты стали активно интересоваться информационной повесткой на фоне спецоперации на УкраинеТрафик на новостные порталы в марте вырос в 2,5 раза и снизился в апреле всего на 10%, рассказал «Ведомостям» представитель МТС. На последней неделе февраля, когда отмечался скачок интереса к новостям, рост к началу года составил более 80%, подтвердил представитель Tele2. Повышенный интерес сохранялся в течение четырех недель, далее снизился на уровень +20% к началу года, добавил он.
Рост трафика в марте и его стабилизация в апреле могут быть связаны с тем, что пользователи стали чаще проверять новости, а также с ростом интереса к видеосюжетам, объясняет представитель пресс-службы МТС Шамиль Байгин. В то же время спад интереса к классическим новостным ресурсам в апреле может объясняться ростом аудитории Telegram-каналов, добавляет он: в марте трафик в мессенджере вырос на 87% по сравнению с показателями января, а количество сессий увеличилось на 50% и в апреле эти показатели остались на том же уровне. Абсолютные показатели операторы не раскрывают.
Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в «Мегафон».
По данным Mediascope (с начала 2022 г. назначена единым измерителем аудитории интернет-ресурсов в России), доля жителей старше 12 лет, которые хотя бы раз в месяц заходили на новостные порталы или пользовались их приложениями, выросла на 2,3% в феврале, а в марте – более чем на 5% по сравнению с началом года. Если в январе новостями интересовались 55,9% от общей численности взрослого населения (чуть более 68 млн человек), то в феврале таких было 58,2% (более 71 млн), а в марте – 61,1% (74,6 млн).
Помимо данных измерителей рост популярности новостей подтверждается и результатами исследований Rambler & Co об интересе аудитории рунета к различным формам контента. По итогам опроса новостными материалами чаще одного раза в неделю в ноябре 2021 г. интересовались 58% респондентов, а в марте 2022 г. этот показатель составил уже 94%. Сам медиахолдинг Rambler & Co (в него входят «Лента.ru», «Газета.ru», «Секрет фирмы» и др.) в марте – апреле также зафиксировал рост числа просмотров страниц своих изданий более чем на четверть (26%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал исполнительный директор по медиа Rambler & Co Андрей Цыпер. По его словам, совокупное количество просмотров страниц СМИ холдинга за этот период составило почти 5 млрд.
Если анализировать новостные сайты, наиболее популярными среди читателей оказались «РИА Новости» и «Лента». Среди абонентов Tele2 ими пользовались порядка 30% посетителей новостных ресурсов, рассказал представитель оператора. Начиная с марта в 2–3 раза увеличилось количество пользователей таких ресурсов, как «Взгляд», «Коммерсантъ», «Регнум», – ими теперь пользуются около 15% абонентов Tele2, читающих новости. Популярность RT, «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца» стабильна, добавил представитель компании: они сохранили свою долю на уровне 15%.
Анализируя динамику интереса аудитории к новостным ресурсам, можно отметить, что рост интереса аудитории и просмотров по крупнейшим СМИ за последние два года носит событийный характер, говорит директор по развитию и продвижению интернет-продуктов МИЦ «Известия» Кирилл Шагун. «Можно выделить всего два пика в марте и мае 2020 г., связанных с пандемией коронавирусной инфекции, а также в феврале и апреле 2022 г., обусловленных проведением специальной военной операции, – говорит Шагун. – Во втором пике СМИ фиксируют рост числа просмотров в среднем на 40–50% по сравнению с тем же периодом 2021 г.».
В течение последних месяцев общий трафик новостных сайтов вырос в несколько раз – людям требуется оперативная достоверная информация, им нужны факты, а не мнения, рассуждает главный редактор сайта Interfax.ru Алексей Гапеев.
Еще одним фактором является тренд на изменение модели потребления контента, ставший заметным еще с начала пандемии и обусловленный длительными периодами самоизоляции и массовым переходом на удаленный режим работы, отмечает Шагун.
Пользователи стали охотнее потреблять контент с телефона и по форматам естественным образом склоняются не к текстовым, а к медийным и видеоформатам, говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян. Поэтому на фоне общего роста интереса к новостям доля потребляемого с мобильных устройств контента растет, сказал он: «Основная часть аудитории интернета в России использует его с мобильных устройств, но всплеск интереса заметен и среди пользователей десктопов».
Количество и качество видеоконтента также растет, поскольку стек технологий и платформ для создания медиаинфраструктуры становится доступен даже для средних и небольших СМИ, продолжает Шагун. Таким образом удовлетворяется пользовательский запрос на разнообразный новостной контент в удобных для него медиаформатах, заключает топ-менеджер «Известий».
Впрочем, сегодня, по словам Гапеева, интерес к новостям уже идет на спад. В апреле произошло определенное снижение интереса к информации, но этот интерес все равно выше, чем был в январе – феврале, подтверждает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. По его словам, это свидетельствует о нашем привыкании к изменившемуся информационному полю.