Роскомнадзор начал исключение Netflix и Megogo из реестра аудиовизуальных сервисов
Сами онлайн-кинотеатры уже прекратили работу в России после начала СВО на УкраинеО том, что Роскомнадзор (РКН) начал процедуру исключения Netflix из реестра аудиовизуальных сервисов, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Аналогичные шаги предпринимаются в отношении Megogo. Обе платформы объявили о приостановке деятельности в России после начала специальной военной операции на Украине.
«Роскомнадзор исключит Netflix и Megogo из реестра АВС (аудиовизуальных сервисов. – «Ведомости») в течение шести ближайших месяцев», – заявил представитель ведомства. Он отметил, что такой порядок подразумевает ч. 12 ст. 10.5 закона «Об информации». Согласно ей, АВС исключается из реестра, если его среднесуточная аудитория на протяжении шести месяцев составляет менее 100 000 российских пользователей.
В пресс-службе глобального офиса Netflix не ответили на запрос «Ведомостей». Представитель оператора сервиса в России, холдинга «Национальная медиа группа», отказался от комментариев.
Компания «Мегого», до последнего времени управлявшая в России сервисом Megogo, не получала каких-либо запросов от РКН по суточной аудитории сервиса, сообщил «Ведомостям» представитель компании. «Со 2 марта сервис перестал работать в России, и все его площадки на данный момент недоступны. Сама же компания продолжает вести свою деятельность, связанную с партнерскими обязательствами», – добавил он.
Чего добились в России Netflix и Megogo
Megogo работал в России с 2012 г., а в 2021 г. занимал 8% рынка онлайн-кинотеатров по выручке и входил в топ-5 после Ivi, «Яндекса» и Okko, оценивали аналитики TMT Consulting. Крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix вышел в Россию лишь в сентябре 2020 г. в партнерстве с «Национальной медиа группой». Дочерняя структура этого холдинга «Развлекательный онлайн-сервис» стала оператором Netflix в России.
Реестр АВС был создан в конце 2020 г. для мониторинга показа какого-либо запрещенного контента. В него входит несколько десятков онлайн-кинотеатров, работающих в стране. В перечень попадают платформы, которыми хотя бы раз в сутки пользуется более 100 000 пользователей в России. Netflix был включен в реестр только в декабре 2021 г., хотя этого в течение длительного времени добивались российские участники рынка. Как отмечал в ноябре 2021 г. глава ассоциации «Интернет-видео» (включает крупнейшие российские онлайн-кинотеатры) Алексей Бырдин, пока Netflix не был в реестре РКН, он находился в заведомо более выигрышном положении по сравнению с российскими сервисами. На последних нахождение в реестре накладывает целый ряд обязательств, включая, например, обязательную демонстрацию 20 российских общедоступных телеканалов, пояснял эксперт.
Решение об исключении сервиса из реестра АВС в связи со снижением его аудитории РКН будет принимать на основании данных Mediascope. Эта компания в начале 2022 г. была утверждена комиссией РКН как единый измеритель аудитории интернет-ресурсов, обращает внимание советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Владислав Журавлев. Допускается и порядок, при котором сервис могут исключить из реестра в течение трех месяцев, но для этого необходимо заявление владельца сервиса, добавил он.
Пока в России не выносили ни одного решения об исключении какого-либо онлайн-кинотеатра из реестра АВС, поэтому исключение Netflix и Megogo станет прецедентом, говорит Бырдин. Он допустил, что, поскольку Netflix и Megogo в принципе объявили об уходе из России, а их сервисы недоступны на территории страны, возможно, РКН «примет решение об их исключении из реестра досрочно».
По данным Mediascope, если в феврале хотя бы раз в сутки в приложение или на сайт каждого из этих сервисов заходило в среднем более 180 000 человек в России старше 12 лет, то в марте этот показатель у Netflix составлял уже 148 000, а в апреле только 80 000 человек. Данных по среднесуточной аудитории Megogo за март и апрель в компании не предоставили, сославшись на то, что они «статистически незначимы». Существенное снижение аудитории Megogo заметно и по показателю месячного охвата: если в феврале хотя бы раз за месяц в приложение или на сайт этой платформы заходило порядка 2,5 млн человек в России, то в марте – уже чуть больше 1 млн, а в апреле – 406 000 человек.
В марте Netflix сообщал, что из-за ухода из России он потерял 700 000 подписчиков, обращает внимание главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. «После его ухода из страны число энтузиастов, которые готовы искать способы оплаты сервиса и продолжать оставаться его подписчиком, исчисляется максимум несколькими тысячами человек», – считает он.