Операторам сотовой связи ЛНР и ДНР помогут подключиться к России
Но российские операторы не захотят с ними сотрудничать из-за санкций, считают экспертыРоссия обеспечит роуминг сотовой связи в ЛНР и ДНР, а также подключение местных операторов к российской инфраструктуре. Об этом заявил министр связи РФ Максут Шадаев, выступая 17 мая на форуме «Новые горизонты», который проводит общество «Знание».
«Операторы ДНР и ЛНР активно достраивают свою инфраструктуру, и мы решаем с ними вопросы роуминга. Мы операторам этих республик помогаем с бесшовным присоединением к нашей инфраструктуре, чтобы обеспечить удобство для жителей этих республик в части коммуникации, в том числе с российской стороной. Это отдельная задача, которая сейчас у нас в приоритете», – рассказал Шадаев.
Представитель Минцифры уточнил «Ведомостям», что речь идет о создании дополнительных стыков сетей, расширении пропускной способности каналов связи, а также об установлении комфортных тарифов для пользователей.
Кроме того, операторов в ЛНР и ДНР переведут на российскую нумерацию, заявил 7 мая замминистра цифрового развития России Дмитрий Ким. Во время звонков и отправки sms их номера телефонов будут отображаться с префиксами +7 (949) и +7 (959) соответственно. Из России им можно будет звонить напрямую.
Сейчас в ДНР и ЛНР работают только два местных оператора «Феникс» и «Лугаком», а также украинская «дочка» МТС «Vodafone Украина» (бывшая «МТС-Украина»). Последняя, по данным украинских СМИ, с начала СВО работает лишь в некоторых станицах и с перебоями. Большинство других украинских операторов ушли из региона сразу после того, как в 2014 г. ДНР и ЛНР объявили о независимости. В начале 2015 г. власти ДНР национализировали имущество украинского оператора «Киевстар», сеть которого работала на базе оборудования шведской Ericsson. На основе сохранившейся инфраструктуры и были созданы донецкий «Феникс» и луганский «Лугаком».
После 24 февраля 2022 г. «Феникс» и «Лугаком» продолжили работу, но есть вопросы гарантированного обеспечения электроэнергией и поставок оборудования и запчастей, рассказал «Ведомостям» экс-министр связи ДНР Виктор Яценко. По его словам, донецкий оператор перешел с устаревшего оборудования Ericsson на Huawei, что обеспечило возможность развернуть стандарт связи 4G/LTE, а луганский по-прежнему работает на оборудовании десятилетней давности. «В ЛНР работает порядка 10 базовых станций LTE, а все остальное оборудование преимущественно 2G», – говорит Яценко. Но все это время роуминга с Россией у этих операторов не было, уточняет он.
Сейчас же под «бесшовным присоединением к инфраструктуре» связи подразумеваются две процедуры, объясняет собеседник «Ведомостей» в одном из операторов российской «большой четверки». Первая – это заключение межоператорских договоров о пропуске трафика (эти договоры описывают маршрутизацию выбранных диапазонов нумерации), вторая – это организация прямых стыков между операторами, пояснил он. То есть в идеале, продолжает собеседник, для обеспечения связи сети операторов ДНР и ЛНР должны напрямую соединяться с сетями российских операторов – «Ростелекомом», «Вымпелкомом» и проч. Если прямого стыка нет, операторы в ЛНР и ДНР будут вынуждены пропускать трафик через какого-то транзитного оператора, что приведет к удорожанию связи, заключает он.
Российские операторы не будут стремиться заходить в эти регионы, так как это связано с санкционными рисками и запретом на покупку иностранного оборудования, рассуждает управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков согласен с тем, что никто из «большой четверки» российских операторов не будет работать в Донбассе. «Зачем им строить сеть, если там идут боевые действия, в результате которых базовые станции в любой день могут выйти из строя?» – замечает он. По его словам, в текущих условиях более эффективным решением станет создание в ЛНР и ДНР местного игрока, который и обеспечит функционирование базовых станций, и будет введен в общую структуру операторов России, как это было сделано в Крыму. Размещение в республиках достаточного количества базовых станций, восстановление поврежденных волоконно-оптических линий связи и т. д. будет стоить сотни миллионов долларов, оценил Кусков.
«Присутствие крупнейших коммерческих операторов связи, например МТС, «Мегафона», «Билайна», Теле2, в ЛНР и ДНР, а также в Крыму, где они до сих пор не представлены в полной мере, зависит от их санкционного риск-аппетита, – соглашается управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. – Исходя из ситуации с Крымом, все эти годы он был низким». Сегодня услуги мобильной связи в Крыму предоставляют три оператора: ООО «К-телеком», ООО «КТК телеком» и АО «Крымтелеком», напоминает юрист. Кроме того, «Ростелеком» организовал для работы на полуострове собственного оператора связи «Миранда-медиа».
Выход «Ростелекома» в ЛНР и ДНР с высокой долей вероятности может быть реализован, считает Именнов. Коммерческие операторы, скорее всего, будут предоставлять услуги связи в той мере, которая разрешена в рамках действующих санкций и генеральных лицензий OFAC (санкционное управление минфина США. – «Ведомости»), выпущенных в отношении этих регионов, говорит он.
Такие лицензии разрешают любые операции, связанные с передачей и приемом сигнала телесвязи, если они не затрагивают лиц, включенных в американский санкционный список. Но они содержат отдельные положения, которые запрещают предоставление, продажу или аренду телекоммуникационного оборудования и технологий, а также оборудования, обеспечивающего покрытие, например, спутников или наземных вышек, уточняет Именнов. «Иными словами, предоставление телекоммуникационных услуг разрешено, но использовать существующую или строить новую инфраструктуру и предоставлять оборудование для нее в любой форме будет запрещено американскими санкциями», – заключает он.
В МТС, «Мегафоне», «Билайне» и Tele2 дать комментарии по запросу «Ведомостей» отказались.