Регуляторы не хотят снижать стоимость sms-оповещений для банков

Эти тарифы операторы связи устанавливают сами, и они не подлежат госрегулированию
Российский рынок sms-рассылок оценивается в 100 млрд руб./ Евгений Разумный / Ведомости

Банк России отказался решать вопрос со снижением стоимости sms, которые банки отправляют клиентам в качестве уведомлений об операциях вместо push-уведомлений. Позиция ЦБ строится на том, что такие тарифы операторы связи устанавливают самостоятельно, они не подлежат госрегулированию. Похожие ответы дали Минцифры и ФАС. Об этом говорится в ответах регуляторов (есть в распоряжении «Ведомостей») на письмо Ассоциации банков России (АБР), которое она отправляла еще в конце марта.

АБР предлагала рассмотреть возможность ограничения на нормативно-правовом уровне стоимости sms, которые кредитные организации обязаны направлять клиентам в соответствии с законодательством. Ассоциация предлагала установить тариф на уровне 0,5–1 руб. за сообщение.

Аргументами в пользу снижения стоимости АБР называла санкционное давление на финансовый сектор. В частности, из AppStore и Google Play удалялись банковские мобильные приложения, и банки, попавшие под санкции, лишились возможности отправлять push-уведомления. Сейчас стоимость sms составляет 1,5–2 руб. в зависимости от оператора, а цена push-сообщений колеблется в диапазоне 5–20 коп. у различных провайдеров услуг, оценивали в АБР. По подсчетам ассоциации, переход на sms увеличит расходы банков примерно на 25 млрд руб. в год в масштабах всей банковской системы.

Стоимость услуги банков по sms-информированию составляет от 59 руб. в месяц и выше. По данным Минцифры, в 2020 г. за оказание услуг по sms-информированию «Тинькофф банк» получил от клиентов 3,9 млрд руб. при затратах в 2,1 млрд руб. Доходы банка «Ренессанс кредит» в 2020 г. за sms-уведомления составили 880,2 млн руб., а расходы – 512,6 млн руб. Минцифры в ответе на письмо АБР, отправленном 19 апреля, добавляет, что при наращивании объема sms-уведомлений расходы банков могут дополнительно снизиться, так как тарифообразование операторов выстроено по принципу «скидка за объем».

В своем ответе от 12 мая ЦБ указал, что – согласно закону «О связи» – тарифы операторов связи не регулируются государством. Также регулятор отметил, что по закону кредитные организации обязаны информировать клиентов о каждой операции с использованием банковских карт, поэтому в договоре должен быть указан способ бесплатного информирования. Дополнительные услуги по оповещению, в том числе с помощью sms, относятся уже к платным услугам, которые оплачивает сам клиент, сообщает ЦБ.

В письме Минцифры также не было поддержано предложение АБР. Министерство сообщало, что операторы связи сами столкнулись с санкциями, в том числе с приостановкой поставок коммутационного оборудования. Кроме того, за услугу sms-информирования банки получают от своих клиентов ежемесячную плату, которая позволяет не только окупить стоимость транзакционных, сервисных и рекламных сообщений, но и получить прибыль, отмечалось в документе.

«Мы выслушали позицию Минцифры и ФАС с их расчетами и аргументами и сочли, что сейчас у всех есть проблемы и трудности, поэтому не стоит излишне лоббировать эту тему дальше и пытаться решить проблему одних за счет других», – прокомментировал «Ведомостям» ответы регуляторов вице-президент АБР Алексей Войлуков.

Сейчас весь российский рынок sms-рассылок оценивается в 100 млрд руб., при этом на транзакции банков приходится 46% от этого объема, говорит генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. Доля sms-уведомлений при информировании клиентов у российских банков за последний квартал выросла на 15–20%, а их эффективная стоимость с 2016 по 2021 г. увеличилась с 0,7 руб. до 1,2 руб. «Push-уведомления менее надежны из-за DDoS-атак», – говорит Кусков. По его словам, операторы вряд ли пойдут на снижение тарифов, так как сейчас на рынке высокий спрос на sms-рассылки со стороны банков, рекламных агентств и других компаний.

Руководитель агентства Content Review Сергей Половников согласен, что, имея поддержку ЦБ и Минцифры, операторы вряд ли пойдут навстречу банкам. «Банки в том или ином виде получают доход от транзакций, о которых и должны уведомлять через sms. Если у них не сходится кейс по рентабельности обслуживания клиентов, наверное, стоит порекомендовать им поменьше тратить на Моргенштерна (признан в РФ иностранным агентом. – «Ведомости») и мифические экосистемы и побольше думать о клиентах», – говорит он.

Отвечая на вопрос о преференциях для банков, представитель МТС сказал, что компания уже давно предлагает гибкую систему тарифов на sms-рассылки, которая основана на снижении стоимости сообщений в зависимости от их типа и количества. Собеседник также напомнил, что для банков sms-рассылка не является обязательным и единственным способом информирования клиентов – у них есть мобильные приложения, «личные кабинеты» интернет-банкинга, электронные письма и т. д. Представитель Tele2 говорит, что оператор не планирует вводить новые льготы для банков, так как это может «дискриминировать» других участников рынка. В «Мегафоне», Yota и «Билайне» на запросы «Ведомостей» не ответили.