«Яндекс» и Google не признали ДНР и ЛНР
Их картографические сервисы по-прежнему считают Донбасс украинскимКрупнейшие картографические онлайн-сервисы «Яндекс.Карты» и Google Maps по-прежнему отображают для российских пользователей территории Донецкой и Луганской народных республик как принадлежащие Украине, несмотря на то что РФ официально признала ДНР и ЛНР независимыми государствами. По состоянию на 25 апреля, более чем через два месяца после подписания указа президента России Владимира Путина о признании независимости республик (это произошло 21 февраля 2022 г.), населенные пункты ДНР и ЛНР маркируются картографическими сервисами «Яндекса» и Google как входящие в состав Донецкой и Луганской областей Украины.
Такое положение касается как городов и сел, находившихся под контролем республик до начала специальной военной операции на Украине, так и тех, которые сейчас перешли под контроль Донецка и Луганска или пока обороняются украинскими вооруженными формированиями. Также на картах не были нанесены границы ДНР и ЛНР (сами республики считают, что их суверенитет распространяется на административные территории соответствующих областей).
«Ведомости» направили запросы в Google и «Яндекс». В пресс-службе американской корпорации не ответили на запрос. «Мы воздержимся от комментариев», – сообщил «Ведомостям» представитель «Яндекса».
Российские власти фактически мало что могут предпринять для изменения этой ситуации. «Еще до начала специальной военной операции я связывался с руководством «Яндекса». Они заверяли, что скорректируют карты», – сообщил «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Александр Хинштейн. Google же, добавил он, «в целом негативно взаимодействует с российскими властями».
«Российское законодательство об информации не предусматривает ответственности для картографических сервисов, допускающих неточности в отображении территорий иностранных государств», – сообщил «Ведомостям» представитель Роскомнадзора. По его словам, исключением могут быть случаи умышленного искажения информации, направленного на пропаганду войны или же разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. «Если бы речь шла об умышленной демонстрации территории Российской Федерации в составе иных государств, то такой факт мог бы быть квалифицирован как экстремистская деятельность, направленная против основ конституционного строя», – добавил представитель Роскомнадзора.
Представитель Минцифры на момент сдачи материала не ответил на запрос «Ведомостей».
Отсутствие инструментов для принуждения онлайн-карт отражать ДНР и ЛНР признают и опрошенные «Ведомостями» юристы.
«В соответствии с федеральным законодательством картографические сервисы Google и Яндекс не являются официальными интернет-ресурсами, содержащими информацию, достоверность которой обеспечивает и проверяет соответствующий орган власти», – подтверждает член ассоциации юристов России, эксперт по информационной безопасности Евгения Мешкова. В действующих реалиях российские власти могут разве что «провести консультации» с компаниями «об учете в их работе заключенных соглашений Российской Федерацией с ЛНР и ДНР». Донецк и Луганск могут быть «Яндексом» и Google на карте обозначены не украинскими территориями, а независимыми государствами, добавила она.
Юрист компании «Зарцын и партнеры» Николай Андреев напоминает, что в картографических сервисах «Яндекс.Карты» Южная Осетия и Абхазия, признанные Россией независимыми, также долгое время не отображались как независимые государства. Google Maps до сих пор их нормально не отображает, говорит он, так как офисы правообладателя сервиса расположены в основном на территориях стран, независимость Южной Осетии и Абхазии не признавших.
Претензии к Google по отображению территорий уже были у российских властей. В 2019 г. депутаты Госдумы обратили внимание на отображение Крыма на картах Google как территории Украины. Спикер палаты Вячеслав Володин тогда поручил пригласить представителя компании для пояснений в Думу. После этого Google сообщил, что устранил неточность, сделав так, что при использовании сервиса из России Крым показывается как часть РФ, а из-за рубежа – как спорная территория.
По словам источника «Ведомостей» в Госдуме, кардинальным отличием ситуации 2019 г. от нынешней является то, что тогда речь шла о некорректном отображении российской территории, что позволяло говорить о нарушении суверенитета страны. А в случае с отображением ДНР и ЛНР речь идет о некорректном с точки зрения российских властей отображении территории другого государства, говорит собеседник.
«Из-за развития интернета контроль многими воспринимается через отражение принадлежности определенной территории к тому или иному государству», – говорит Андреев. По его словам, формально у правообладателей сервисов нет обязанности следовать юридическому признанию со стороны России: например, Google формально не подчинен российскому праву, у «Яндекса» достаточно иностранных офисов, чтобы при необходимости изменить территориальную принадлежность своего сервиса. Исключение, говорит юрист, составляет сервис 2ГИС с исключительно российскими офисами (он на онлайн-карте указывает «Донецкую область» без уточнения государства. – Ведомости»).
«Максимально близкая норма, которая могла бы заставить сервисы изменить свою политику, – это ст. 280.1 УК РФ, где ответственность установлена за призывы к нарушению территориальной целостности РФ. Но территория признанных государств – не есть сама территория РФ. Поэтому напрямую на сервисы воздействовать не получится», – объясняет Андреев.
В то же время он не исключил принятия к Google мер Роскомнадзора по замедлению его трафика в России. «Соответственно, в случае если вопрос принадлежности территории на картографических сервисах станет политически важным, на данные сервисы можно воздействовать через Роскомнадзор, в том числе угрожая блокировкой или замедлением доступа на основании нарушения ФЗ «Об информации», – констатирует Андреев.
Андреев считает, что Роскомнадзор вправе полностью или частично ограничить доступ к сервису, если он распространяет недостоверные сведения, которые несут угрозу для критически важных объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры. Также это справедливо в случае, если тот или иной ресурс распространяет сведения, обосновывающие или оправдывающие экстремизм или террористическую деятельность, говорит он. «Теоретически поддержку политики Украины, в том числе признание территории Донбасса не принадлежащей народным республикам, можно признать экстремистской. В таком случае картографические сервисы тоже можно будет признать распространяющими экстремистскую информацию», – резюмировал Андреев.