Продажи ноутбуков с начала года выросли почти на треть
Китайские бренды постепенно вытесняют модели из других стран, включая СШАВ I квартале 2022 г. в России было продано 950 000 ноутбуков, подсчитали в «М.видео-Эльдорадо». Это, по словам ее представителя, на 28% больше, чем годом ранее, при этом у самой компании прирост составил 35%. Самую высокую динамику – более 50% – в первые три месяца этого года показали китайские бренды (Lenovo, Honor, Huawei и проч.). Таких ноутбуков было продано 285 000 шт., в результате чего их доля за год выросла с 26 до 30%. Китайские бренды делят 2-е место по доле рынка с американскими (HP, Apple, Dell) и уступают лишь тайваньским (Acer, Asus и др.), но их доля в продажах за год снизилась с 46 до 38%, уточнил представитель «М.видео-Эльдорадо».
«Вслед за рынком смартфонов китайские бренды уверенно покоряют и сегмент ноутбуков – за счет достаточно широкой линейки моделей под разные потребности и оптимального сочетания цены и функциональности, объясняет руководитель департамента «Домашний офис и фото» «М.видео-Эльдорадо» Олег Резников.
Рост продаж китайских ноутбуков подтверждают и другие участники рынка. Их оборот у Wildberries в I квартале 2022 г. вырос почти в 3 раза, а общая доля китайских и тайваньских брендов теперь составляет 46%, говорит представитель маркетплейса. Наиболее популярные модели у Lenovo, Acer, Honor, MSI и Haier. В целом же продажи за этот период выросли на 186% в штучном выражении год к году, добавляет собеседник «Ведомостей». Абсолютные цифры он не предоставил. «Яндекс.Маркет» в январе – марте продал ноутбуков в 3,5 раза больше, чем годом ранее, рассказал представитель маркетплейса. Драйверами роста выступили в том числе китайские ноутбуки Honor, Xiaomi и Huawei, за год их доля в ассортименте компании выросла более чем в 2 раза. Долю в продажах, занимаемую китайскими брендами, он не уточнил. Директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion Татьяна Скокова утверждает, что в I квартале росли продажи всех брендов ноутбуков – американских, корейских, тайваньских, китайских. Среди брендов из Китая самые успешные Honor и Huawei, только на них приходится около 12% всего российского рынка, говорит она. Совокупно же на устройства из КНР, Тайваня и Гонконга пришлось 59% продаж в штучном выражении.
Лидеры продаж среди ноутбуков
По данным ритейлеров, в топ-5 по продажам вошли четыре китайские и одна американская модель ноутбуков. На всех исследованных площадках («М.видео», Citilink, DNS, Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries) эти модели – при наличии – предлагаются по следующим ценам:
Honor MagicBook X 15 (BBR-WAI9) – около 52 900 руб.;
Honor MagicBook X 14 (NBR-WAI9) – около 49 900 руб.;
Honor MagicBook 15 (BMH-WFQ9HN) – от 79 900 до 118 900 руб.,
Huawei MateBook D 14 (NbM-WDQ9) – от 60 000 до 85 900 руб.;
Apple (MacBook Air 13 (2020) – от 114 900 до 163 000 руб.
Стабильный спрос на ноутбуки с начала года подтверждает и представитель Ozon. Особенно ощутимо продажи выросли в феврале – в 3 раза год к году, а в марте в 3,5 раза. Лучше всего продавались американские Apple и HP, но и китайские бренды нарастили свою долю, сейчас она уже превышает 35%. Сооснователь DNS Сергей Мещанюк от комментариев отказался. Запрос в «AliExpress Россия» остался без ответа.
Среди устройств, популярных у потребителей, китайские бренды уверенно перетягивают долю у Acer, Asus, HP и др., говорит Скокова. Вместе с тем такие марки сейчас имеют хорошие шансы расширить долю среди корпоративных клиентов, которые столкнулись с проблемами на фоне прекращения поставок у ряда брендов электроники, отмечает ведущий аналитик секторальных исследований Data Insight Екатерина Дайняк. По ее словам, те из них, кто сейчас предложит сервис и условия для корпоративных покупателей, смогут получить этот рынок.
Китайские бренды наращивают долю и в других сегментах электроники. Например, по итогам 2021 г. на них приходилось около 50% продаж на российском рынке смартфонов (в топ-5 вошли сразу три китайские компании – Xiaomi, Realme и Honor), напоминает представитель «М.видео-Эльдорадо». После пика спроса на смартфоны, когда чаще покупали флагманские модели (Apple, Samsung и др.), потребитель переориентировался на нижний и средний ценовой диапазон, где традиционно сильны и широко представлены именно китайские производители. В последние недели марта их доля на рынке уже достигала 55–60% в штуках, а в сетях «М.видео-Эльдорадо» была еще выше, пояснил представитель ритейлера. Также китайские компании занимают более 50% в сегменте носимых устройств (умные часы, фитнес-браслеты и т. д.) и порядка 33% в планшетах.
На продажи китайской техники кроме трендов, характерных и для 2021 г., в I квартале могли позитивно повлиять несколько факторов, первый из которых – прекращение поставок брендов других стран в марте, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он также не исключает, что ритейлеры могли активнее повышать цены на товары уходящих брендов, это тоже могло способствовать перераспределению спроса в сторону китайских производителей. Их доля продолжит расти в течение всего 2022 года, причем существенно более высокими темпами, чтобы заместить выпадающие поставки других марок, уверен Бурмистров. Он не считает, что американские, тайваньские и другие марки исчезнут с рынка, но их продажи у ритейлеров будут ограничены, так как не все сети захотят торговать товаром параллельного импорта – например, так вряд ли поступит ключевой партнер Apple в России Inventive Retail Group. В компании на запрос «Ведомостей» не ответили. А вот у продавцов на маркетплейсах не будет таких ограничений, поэтому теоретически там продукция может появиться, считает Бурмистров. Он напоминает, что та же «М.видео-Эльдорадо» начала развивать модель маркетплейса. Она, как инструмент для увеличения ассортимента за счет товаров параллельного импорта, может появиться и у других ритейлеров, например у DNS или «Ситилинк», это позволит не уступать конкурентам долю рынка, резюмирует Бурмистров.