Times New Roman и Arial заблокировали для клиентов из России
Владелец популярных шрифтов закрыл доступ в библиотеку с российских IP-адресовВладелец прав на шрифты Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma и Helvetica американская компания Monotype перекрыла для российских пользователей доступ к своей библиотеке на сайте, рассказал «Ведомостям» источник в российской IT-компании. «Ведомости» убедились в этом: сайт Monotype в России доступен, но при попытке открыть страницу с каталогом шрифтов пользователь видит сообщение о запрете доступа. «Вероятно, владелец сайта установил ограничения, которые препятствуют вам получить доступ к сайту», – указано в сообщении. Но при использовании VPN-сервиса страница открывается, и пользователь при регистрации на платформе получает доступ к шрифтам.
В Monotype не ответили на запрос «Ведомостей» об изменении правил работы с российскими пользователями.
О том, что библиотека шрифтов Monotype недоступна для пользователей в России, стало известно 11 апреля, говорит собеседник «Ведомостей» в российской IT-компании. Но вероятно, что доступ мог быть закрыт и раньше, предполагает он. Официальных уведомлений об этом в его компании не получали.
Наиболее популярные шрифты Monotype сейчас доступны российским пользователям – например, в пакете Microsoft Office, которая в начале марта объявила о приостановке продаж в России. Представитель компании отказался от комментариев по теме о сотрудничестве с Monotype на российском рынке.
«Если в России сейчас и можно купить пакет Microsoft Office, то речь идет именно о коробочном решении. Но это именно те «коробки», которые были ввезены в Россию до начала марта, остатки. Новых партий, по моей информации, не было», – говорит руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников. Он добавил, что работа шрифтов Monotype в этих решениях должна сохраниться. «Microsoft уже купила у Monotype права на эти шрифты. Конечно, Monotype может добиться запрета на использование шрифтов в России, но это слишком большая волокита, вряд ли компания на это пойдет», – отметил эксперт.
Любая компания, которая использует шрифт в коммерческой деятельности, должна приобрести на это лицензию у его правообладателя, обращает внимание креативный директор BBDO Branding Александр Загорский. «Шрифтовой файл – такой же объект интеллектуальной собственности, как название компании и логотип», – пояснил он. Ограничения на шрифты Monotype вводились и ранее, напоминает Загорский. «Насколько мне известно, уже в конце 2016 г. Monotype отказалась выдать лицензии на Times New Roman и Arial разработчику операционных систем Astra Linux НПО «РусБИТех», – говорит Загорский.
Шрифты используют любые компании, которые так или иначе работают с текстами: книгоиздатели, разработчики сайтов, крупные корпорации и госкомпании, которые сами производят ПО и любой другой лицензированный продукт, брендинговые и рекламные агентства и т. п., но рынок лицензий на использование шрифтов во многом близок к даркнету, обращает внимание управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. Это сходство вызвано тем, что шрифты бывают платные и бесплатные, они могут распространяться на платформах их разработчиков, а могут на ресурсах крупных агрегаторов, таких как MyFonts, отмечает он.
Times New Roman, приводит пример эксперт, относится к категории популярных и «отчасти банальных» шрифтов, в дизайнерском сообществе его стараются не использовать. По его словам, у этого шрифта, как и у многих других, есть целое множество похожих аналогов, которые визуально напоминают его, но де-юре являются другим шрифтом. «На Monotype свет клином не сошелся. Аналогичные шрифты предлагает множество других платформ. Из российских, например, «Паратайп», – говорит Андреев.
«Шрифты Monotype уже более 40 лет применяются во всех популярных ОС Microsoft и Apple. Более того, некоторые органы власти до сих пор требуют применять именно такие шрифты при создании официальных документов, например, в сфере образования», – отметил директор по продуктовому маркетингу российского разработчика софта «МойОфис» Петр Щеглов. С переходом организаций на отечественный софт, по его словам, возник ряд проблем – в частности, с читаемостью шрифтов. При открытии в российских программах документов, созданных с использованием зарубежных шрифтов, ПО будет пытаться подобрать для отображения один из доступных – и документ может просто «разъехаться», добавил Щеглов. Он утверждает, что «МойОфис» представлял бесплатные свободно распространяемые шрифты XO_Fonts – метрические аналоги популярных иностранных.
Но закрытие доступа к каталогу шрифтов Monotype – это еще не запрет российским пользователям использовать их, обращают внимание опрошенные «Ведомостями» юристы. Это не значит, что российские издательства, производители ПО и другие лица автоматически лишаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности Monotype, подчеркнул управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. У правообладателя есть право инициировать досрочное прекращение действующих контрактов, но это может быть сопряжено с какими-то финансовыми потерями для компании в виде неустоек и пени, добавил он.
«Не думаю, что правообладатель хочет кого-то наказать», – считает преподаватель Moscow Digital School Роман Лукьянов. Как правило, за любым запретом «стоит все-таки какая-то экономика – невозможность обработки платежей, репутационные риски, биржевые риски и т. д.», добавил он.
Федюкин предположил, что ограничение доступа к шрифтам Monotype «в обозримом будущем может привести к тому, что их использование станет невозможным». Но российское законодательство допускает механизм принудительного лицензирования, когда продукт можно использовать в стране даже после отказа правообладателя на предоставление лицензии – «в силу необходимости защиты интересов государства и общества», резюмировал он.