Рынок устройств умного дома в России к 2025 году вырастет вдвое до $2,7 млрд
Пандемия коронавируса резко подняла спрос на комфортное проживаниеК 2025 г. продажи устройств для умного дома в России вырастут более чем вдвое, с $1,2 млрд в 2021 г. до $2,7 млрд, прогнозируют в подведомственном Роскомнадзору Научно-техническом центре Главного радиочастотного центра (НТЦ ГРЧЦ). Прогноз приводится в отчете НТЦ ГРЧЦ по рынку технологий этого сегмента в прошлом году. В исследовании использовались данные аналитиков Statista и PwC, отметил представитель ГРЧЦ.
Понятие «умного дома» трактуется в исследованиях достаточно широко – это системы автоматического управления, используемые в быту. Условно рынок устройств умного дома состоит из шести сегментов, отмечается в отчете. Два крупнейших – это устройства по управлению и связи (умные колонки, хабы, пульты и розетки) и сегмент умной бытовой техники, например холодильников, пылесосов, стиральных машин и т. д. Другие сегменты – системы безопасности дома (видеонаблюдение, датчики движения, программируемые замки и т. п.), различные домашние развлекательные системы, сегмент освещения и комфорта (умные лампочки, управление гаражными воротами и т. д.). К шестому сегменту эксперты относят управление энергопотреблением.
Но эти сегменты в России, по мнению экспертов, развиваются разными темпами. Если отнести к устройствам умного дома непосредственно колонки, розетки, датчики и прочие системы управления, но не учитывать смартфоны, пылесосы, кондиционеры, крупную бытовую технику, которую можно интегрировать в умный дом, то этот рынок оценивается в 12,5 млрд руб. в год ($166,7 млн), замечает руководитель дивизиона закупок «Офисная техника, сетевое оборудование и аксессуары» «Ситилинка» Иван Поликарпов. В 2021 г. этот рынок вырос на 150% и вырастет еще на 50–60% в 2022 г., возможно и больше, считает он. «К 2025 г. он точно будет минимум вдвое больше, чем сейчас», – согласен он с оценкой темпов роста НТЦ ГРЧЦ.
Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры и производители устройств умного дома отмечают кратный рост спроса на эти товары, но точных цифр продаж в компаниях не раскрывают. «В 2021 г. в «М.видео-Эльдорадо» спрос на категорию оказался в 3,5 раза выше, чем годом ранее», – говорит представитель компании. Чуть менее заметный рост зафиксировали в «Связном». За последние же пять лет продажи таких устройств выросли в 5 раз, а в выручке – в 4 раза, отмечает старший вице-президент по коммерческой и операционной деятельности компании Алексей Вуколов. При этом средняя цена устройств умного дома сократилась на 28% до 1663 руб.
Рост рынка устройств умного дома фиксируют и в сетях салонов продаж крупнейших телекомоператоров (хотя, судя по различным темпам роста, компании, возможно, по-разному определяют сегмент). В «Мегафоне» за 2021 г. видят рост в 38% в штуках и 45% в деньгах по сравнению с 2020 г., в МТС за этот же период зафиксировали четырехкратный рост продаж устройств сегмента, говорят представители компаний. Ежегодно этот рынок растет в 2–2,5 раза, оценивает представитель «Билайна», поясняя, что это происходит благодаря росту на 300–400% в год сегмента голосовых помощников.
Катализатором продаж устройств умного дома стала пандемия коронавируса, полагают опрошенные участники рынка. Люди стали больше времени проводить дома и задумываться о комфорте, отмечали представители МТС, «Билайна» и российского офиса Xiaomi (продает под своим брендом роботы-пылесосы, камеры безопасности и умные весы). Также на росте рынка сказался и массовый переезд покупателей на дачи во время изоляции, из-за чего они «настраивали системы мониторинга для безопасности своих домов», добавляет представитель Tele2.
В России наиболее крупными поставщиками решений и устройств умного дома являются Aqara, Xiaomi, а также «Яндекс» и «Сбер», говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Aqara является лидером по всем группам устройств, «Яндекс» реализует наибольшую долю в сегменте колонок, поясняет он.
Представитель Aqara оценил рост продаж своих устройств с 2019 г. в 8 раз в деньгах и в 5 раз в штуках. В ближайшие же три года в компании прогнозируют рост рынка умного дома в 9 раз.
До 1663 руб.
сократилась средняя цена устройств умного дома за последние пять лет
На увеличении продаж сказывается и простота установки гаджетов, считает руководитель направления умного дома в «Яндексе» Марат Мавлютов. Компания реализует под своим брендом умные колонки, лампочки, розетки, пульты и др. По словам Мавлютова, за 2021 г. число пользователей умного дома «Яндекса» выросло более чем в 4 раза и в компании ожидают еще большего роста из-за унификации технологий и протоколов. «Раньше умный дом приходилось закладывать на начальном этапе ремонта и он был очень дорогим. Сейчас можно купить набор из нескольких лампочек и колонку и настроить умный дом за 20 минут», – отметил он.
Умные колонки в целом являются одним из основных устройств в системе умного дома, добавляет директор по развитию бизнеса умных устройств в VK (бывшая Mail.ru Group) Михаил Петренко. Этот гаджет уже работает с остальными элементами – умными розетками, светильниками и др., «наибольшим спросом пользуются, конечно же, световое оборудование и устройства по уборке дома», добавил он.
BSH (в России продает крупную бытовую технику под брендами Bosch, Siemens и др.) в 2021 г. зафиксировал рост продаж умной техники почти на 300% в штуках и на 277% в деньгах, говорит CEO российского подразделения компании Хуберт де Хаан. В дальнейшем компания прогнозирует рост спроса на 100–200%, уточнил он. По словам топ-менеджера, росту спроса способствует возможность голосового управления, а также удаленной диагностики устройств и др.
Но системы умного дома несут в себе и ряд рисков, в частности несанкционированного доступа злоумышленников к системе, считает руководитель НТЦ ГРЧЦ Александр Федотов. Несанкционированный доступ может дать возможность стороннего управления техникой в доме или создания сетей ботнетов и организации DDoS-атак, добавляет он. По его словам, потенциально любое устройство интернета вещей «может передавать конфиденциальную информацию», благодаря которой «можно восстановить точный распорядок дня жителей, их предпочтения при просмотре телевидения, кино, прослушивании музыки, радио и др.».
«Речь идет о необходимости использования защищенных протоколов передачи данных, тщательной проверки обрабатываемой информации, исключения возможностей непредусмотренного сетевого взаимодействия с устройством», – согласен с главой НТЦ эксперт департамента управления рисками «Делойт» в СНГ Кирилл Буреев. Риск несанкционированного доступа, в частности, к такой чувствительной информации, как то, когда человек бывает дома, а когда нет, чем он занимается в тот или иной момент, «теоретически есть», отмечает Муртазин, но пока таких случаев известно не было.
«Надо понимать, что пока такие инциденты происходят в основном только в лабораторных условиях, показывающих, что в таких гаджетах можно найти уязвимость», – говорит эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов. По его словам, сегодня наиболее массовые кибератаки на устройства умного дома нацелены на то, чтобы создать из них ботнет. «Такая сеть из множества небольших устройств может использоваться для DDoS-атак или майнинга, но самим жильцам вряд ли принесет большие неудобства», – резюмировал он.