Авиакомпании сокращают рейсы в США из-за запуска 5G

Среди них Emirates, Air India и Japan Airlines
Американский авиарегулятор предписал по возможности отказываться от маневров, требующих показаний радиовысотомера в зоне работы оборудования 5G 
Американский авиарегулятор предписал по возможности отказываться от маневров, требующих показаний радиовысотомера в зоне работы оборудования 5G  / Dado Ruvic / Reuters

Крупнейшие телекоммуникационные операторы США AT&T и Verizon Communications договорились временно отложить запуск в эксплуатацию некоторых вышек 5G вблизи ключевых аэропортов, сообщает Reuters. Это сделано для того, чтобы предотвратить серьезные сбои в полетах авиакомпаний из-за помех для радиовысотомеров самолетов, используемых при взлетах и посадках. В декабре прошлого года Boeing предупредил, что эта проблема может быть чувствительной для оборудования лайнеров Boeing 777 и Boeing 747-8. Тем не менее Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило начать эксплуатацию вышек нового стандарта связи в аэропортах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и ряда других крупных городов.

Это уже третье с ноября прошлого года решение AT&T и Verizon отложить запуск части сетей нового стандарта. В ноябре запуск вышек был отложен до 5 января, а затем до 19 января.

Президент США Джо Байден приветствовал 19 января решение AT&T и Verizon Communications, заявив, что оно «позволит избежать потенциально разрушительных сбоев в пассажирских перевозках, грузовых операциях и восстановлении нашей экономики, в то же время позволяя более чем на 90% развертывать беспроводные сети в соответствии с графиком».

По данным источников Reuters, Verizon временно не включит около 500 вышек вблизи аэропортов, или менее 10% от общего числа.

Авиакомпании в преддверии запуска 5G начали отменять часть рейсов в США. Это сделала Emirates, крупнейший в мире оператор Boeing 777, а также Air India.

Американская United Airlines на своем сайте уже сообщила клиентам, что трехчасовая задержка рейса была результатом внедрения новых систем 5G.

Крупнейшие японские перевозчики All Nippon Airways и Japan Airlines заявили, что сократят рейсы на Boeing 777 и отменят или поменяют самолеты, используемые на некоторых линиях в США. Немецкая авиакомпания Lufthansa отменила рейс из Франкфурта в Майами и меняет самолеты, используемые в некоторых американских перевозках, с Boeing 747-8 на Boeing 747-400. Дочерняя авиакомпания Austrian Airlines переключится с Boeing 777 на Boeing 767 на своем рейсе из Вены в Ньюарк. Korean Air Lines заявила, что отказалась от использования Boeing 777 и 747-8 на шести пассажирских и грузовых рейсах в США, тайваньская China Airlines заявила, что перенесет некоторые рейсы, а гонконгская Cathay Pacific Airways заявила, что при необходимости будет использовать другие типы самолетов.

Еще 7 декабря прошлого года FAA в опубликованных обновленных директивах по летной годности для самолетов и вертолетов предупредило, что помехи от сетей 5G, которым в США отведен диапазон частот 3,7–3,98 ГГц, могут привести также к отклонениям от курса. Это может произойти из-за сбоев радиовысотомеров воздушных судов, работающих в диапазоне 4,2–4,4 ГГц и используемых при взлетах и посадках. В итоге американский авиарегулятор предписал по возможности отказываться от маневров, требующих показаний радиовысотомера в зоне работы оборудования 5G. На слушаниях в комитете по торговле сената США 15 декабря представители авиакомпаний заявили, что внедрение 5G вблизи аэропортов и отказ от использования радиовысотомеров в облачную погоду могут привести к задержкам тысяч рейсов и убыткам до $1,6 млрд в год.

В данном случае компания Boeing, в связи с рекомендацией которой случились частичные отмены рейсов в США, и не запретила однозначно эксплуатацию самолетов, и не дала подтверждения полной безопасности полетов при взлетах и посадках в районе вышек нового стандарта связи, пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это свидетельствует об одном: полномасштабных испытаний, которые позволили бы получить исчерпывающие данные о возможном влиянии на бортовое радиоэлектронное оборудование воздушных судов, не проводилось и у производителя нет желания брать на себя ответственность за решение, которое им не проверено, считает эксперт. Поэтому американским компаниям совместно с авиационными властями и производителями оборудования необходимо разработать программу таких испытаний и выполнить их, дав однозначные ответы.

То, что авиапроизводитель рекомендует не использовать отдельные свои машины из-за 5G, а авиарегулятор США, заключения которого ранее считались мировым эталоном сертификации самолетов и аэродромного оборудования, наоборот, считает их эксплуатацию безопасной в крупных американских воздушных гаванях, по меньшей мере странно, считает главный редактор отраслевого портала avia.ru Роман Гусаров. По всей видимости, здесь идет речь о некоем новом внутреннем противостоянии FAA и Boeing, у которых, как это известно, после катастроф Boeing 737 MAX отношения и так не самые лучшие, считает эксперт. По словам Гусарова, такое противоречие в оценке 5G особенно странно, так как FAA, наоборот, заинтересовано в поддержании упавшей ранее из-за сертификации аварийного Boeing 737 MAX репутации, что оно демонстрировало строгими проверками авиакомпаний.