«Яндекс» научил «Алису» звонить по номерам из контактов

Функционал может быть востребован у автомобилистов
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

15 декабря «Яндекс» в тестовом режиме активировал функционал звонков по списку контактов в голосовом ассистенте «Алиса». Об этом «Ведомостям» сообщила представитель пресс-службы «Яндекса». Звонки через «Алису» доступны в мобильном приложении «Яндекс» на платформе Android, убедился корреспондент «Ведомостей». В ночь на 16 декабря функционал будет доступен для всех пользователей приложения «Яндекс» и «Яндекс.Карты» на Android и iOS, сообщила представитель компании. По ее словам, сейчас приложением «Яндекс.Карты» ежемесячно пользуется 27 млн человек, а совокупная аудитория сервиса – 85 млн пользователей в месяц (включая приложение, десктоп и мобильные браузеры).

Через аудиоколонки сервис звонков пока работать не будет. Также у «Яндекса» нет планов запускать звонки «Алисы» в «Навигаторе». Кроме того, «Яндекс» не будет внедрять звонки с «Алисой» на другие платформы (например, Harmony OS).

Звонки по контактам с «Алисой» будут востребованы у автомобилистов, уверена представитель «Яндекса»: «Это применимо в ситуациях, когда заняты руки, главные сценарии тут при вождении и когда занимаешься бытовыми делами. Или на морозе, когда гуляешь».

Когда «Яндекс» приступил к созданию функционала звонков с «Алисой», представитель компании не уточнила. Разработка подобного функционала несложна, полагает Аркадий Сандлер, основатель инвестиционной компании Docet TI, бывший директор центра искусственного интеллекта МТС, курировавший запуск первой версии голосового ассистента «Марвин». По его словам, в этой работе необходимо правильно решить организационно-юридические задачи. «Выход на звонки общей сети по закону потребует получить лицензию оператора связи. С одной стороны, это не должно быть сильно сложно, с другой – на организацию начинают распространяться соответствующие правила регулирования, включая тайну связи и др. А иногда некоторые службы могут иметь интерес к операторам связи», – отмечает эксперт. Кроме того, необходимо правильно выполнить технологическую часть, указывает он. «Распознавание разнообразия того, как люди записывают в адресную книгу абонентов, – достаточно оригинальная задача. Очень для малого количества записей можно использовать предтренированные модели. При распознавании голосовых запросов из адресной книги сильно повышается вероятность ошибки, что вызывает сильное недовольство пользователей, ошибочные звонки и т. д.», – рассказывает Сандлер.

Согласно реестру Роскомнадзора, компаниям группы «Яндекс» принадлежат лицензии на телематические услуги связи, а также лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. «Мы используем стандартный GSM, который доступен у пользователей по лицензии его оператора», – поясняет представитель «Яндекса». Задача распознавания того, как люди записывают абонентов в адресную книгу, решается путем анализа «Алисой» различных вариантов имен, отмечает представитель поисковика: «Санек» из запроса «позвони Саньку» может относиться как к «Санек Сосед», так и к «Александр Иванов», «Сашка 9Б», «Sasha», «Alexander», «Alexandr», «Aleksander», «Aleksandr». В топе мы всегда видим результаты, наиболее близкие к нашему запросу». Вероятность ошибок при распознавании голоса зависит от частотности имен и фамилий, а также от того, как составлен и произнесен запрос. «Мы ориентируемся на цифру ~90% нахождения правильного контакта», – заключает представитель «Яндекса».

Запуская звонки по контактам с «Алисой», «Яндекс» догоняет по аналогичному функционалу Siri, встроенного ассистента на устройствах Apple, отмечает генеральный директор разработчика чат-ботов CrafTalk Денис Петухов. При этом активация Siri происходит быстрее.

«Такой функционал уже существует в ведущих голосовых интерфейсах Siri и Google», – соглашается пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова.

«Мы рассматриваем возможность внедрения такой функциональности в наш голосовой ассистент «Ева», – сообщил «Ведомостям» представитель «Мегафона». По его словам, пользовательские сценарии могут быть различными: например, ассистент сможет забронировать столик в ресторане или позвонить другому человеку и договориться о встрече.

В то же время возможность совершать звонки голосовыми ассистентами в определенных ситуациях может создать неудобства, обращает внимание Петухов. «При разговоре двух людей в неподходящий момент голосовой ассистент может случайно активироваться и совершить нежелательный звонок человеку из списка контактов. Это чревато утечкой конфиденциальной и личной информации», – предупреждает эксперт.