Компания Евтушенкова планирует запустить в космос до 100 спутников
Инвестиции оцениваются в сумму более 2 млрд рублейАФК «Система» планирует инвестировать несколько миллиардов рублей в развитие спутникового флота компании «Спутникс», приобретенной в этом году.
«В ближайшие два года будет запущено около 100 малых космических аппаратов различного назначения, – сообщил «Ведомостям» председатель совета директоров «Ситроникса», управляющий партнер АФК «Система» Алексей Катков. – Инвестиции составят несколько миллиардов рублей».
На текущий момент «Спутникс» управляет тремя собственными спутниками на орбите Земли. В 2022 г. «Спутникс» планирует увеличить количество космических аппаратов до 22 единиц, следует из презентации компании, с которой ознакомились «Ведомости».
В проекте могут быть задействованы наноаппараты формата кубсат на базе спутниковой платформы OrbiCraft-Pro, полагает Николай Пожидаев, президент «Ситроникса» – дочерней компании «Системы», управляющей «Спутниксом».
Сейчас «Спутникс» разрабатывает спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) среднего разрешения «Зоркий» на платформе OrbiCraft-Pro и радиолокационный спутник «Атомсат» на базе платформы «Паллада», добавила официальный представитель «Ситроникса».
На основе собственных спутников «Спутникс» планирует развивать сервис спутникового интернета вещей с возможностью передачи sms со стационарных или подвижных объектов. Предполагается, что компания будет оказывать эту услугу промышленности и ТЭКу, в том числе на Северном морском пути. «Спутникс» планирует оказывать услуги мониторинга углеродного следа, вырубки лесов, пожаров; услугу радарного зондирования Земли. «Оценки российского рынка космических данных разнятся; по нашим оценкам, в настоящее время емкость этого рынка достигает 10 млрд руб. Мы хотели бы стать весомым игроком на этом рынке», – сообщил Катков.
По данным ЕГРЮЛа на 1 ноября, опубликованным в «СПАРК-Интерфаксе», «Ситроникс» контролирует 75% «Спутникса», остальное – у шести физических лиц. Компания обеспечивает работу наземного сегмента приема данных со спутников. Это в том числе снимки Земли с разрешением до 6 м на пиксель.
Стоимость выведения на орбиту малого космического аппарата – около 10 млн руб., а рыночная стоимость производства такого спутника примерно такая же, уточнил Катков. Исходя из такой калькуляции, стоимость создания спутникового флота из 100 аппаратов составит порядка 2 млрд руб. По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрея Ионина, заявляемая смета производства спутника представляется заниженной.
На производство спутников и их выведение на орбиту потребуется не менее 2 млрд руб., полагает главный специалист Института географии РАН Николай Казанцев.
По словам Каткова, одновременно с наращиванием орбитальной группировки «Спутникс» меняет бизнес-модель. Компания создаст маркетплейс, на котором будет предлагать результаты ДЗЗ, при этом заказчикам будут предлагаться снимки космических аппаратов различных систем – как отечественных, так и зарубежных.
Новая платформа будет ориентирована на предоставление космических данных коммерческим клиентам и государственным заказчикам, отмечает Катков. Компания планирует постепенно замещать или дополнять иностранные данные по мере ввода в эксплуатацию собственных группировок, говорится в презентации компании.
В России у «Спутникса» есть несколько конкурентов, традиционно занимающихся предоставлением космических данных и сервисов на их основе, рассказывает Катков. «Но им приходится работать с данными с чужих спутников, так как своих у них нет. Мы сформируем вертикальную структуру, когда сами создаем космические аппараты, управляем ими на орбите, получаем с них данные и предоставляем на их основе сервисы», – заявил управляющий партнер «Системы».
В мире есть успешные маркетплейсы спутниковых данных, например сервис американской компании Planet, которая владеет собственным созвездием спутников, отмечает основатель компании «Лоретт» Ольга Гершензон: «Это стало возможным благодаря соответствующей законодательной политике государства». В России, по словам Гершензон, ситуация катастрофическая: рынка данных ДЗЗ практически нет и новые законодательные инициативы корпорации «Роскосмос» направлены на еще большую монополизацию процессов обеспечения органов государственной власти данными и сервисами, которые создаются на их основе.
«Если компания договорится с иностранным поставщиком данных, то через год она сможет запустить маркетплейс», – допускает Гершензон. При этом разработка маркетплейса без учета покупки спутниковых данных обойдется в десятки миллионов рублей, оценивает она.
«Роскосмос» одобряет развитие частных инициатив на рынке данных дистанционного зондирования Земли и готов оказывать помощь и поддержку партнерам, прокомментировал проект «Ситроникса» «Ведомостям» представитель пресс-службы госкорпорации.
Инициатива «Ситроникса» сходна с направлением, которое реализует госкорпорация «Роскосмос»: поставка данных ДЗЗ из космоса, продуктов и сервисов на их основе для оказания услуг широкому кругу потребителей, отмечает Казанцев. Отличие в том, что «Роскосмос» ориентируется на использование данных ДЗЗ отечественного производства и отечественную линейку технологий, обращает внимание он. Среди компаний, которые уже давно предоставляют в России данные ДЗЗ и услуги на их основе с зарубежных космических аппаратов, Казанцев называет «Совзонд» и «Сканекс».
Недостатка в данных космической съемки в мире нет, отмечает Ионин. «Проблема не в создании маркетплейса, а в создании сервисов, которые бы покупали. Создать востребованный сервис пока в мире особо никому не удалось», – констатирует он. Эксперт считает, что денежные средства на запуск спутников могут запрашиваться у НТИ и «Сколково» и тогда «это может превратиться в другой проект – в привлечение денег».
Представитель «Ситроникса» утверждает, что компания пока не решила, будет ли проект развиваться только на собственные средства или также потребует софинансирования.