В России будет создан реестр образовательных онлайн-сервисов
Их должны будут использовать школы и ПТУКомитет Госдумы по просвещению 25 ноября рассмотрит законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» перед его рассмотрением во втором чтении. Об этом «Ведомостям» рассказала председатель комитета по просвещению Ольга Казакова.
Исходно законопроект был посвящен изменениям в отдельные законодательные акты, касающиеся «организации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих». Это следует из материалов к заседанию, с которыми ознакомились «Ведомости». 16 июня законопроект № 1150148-7 был одобрен в первом чтении предыдущим составом Госдумы. Его авторами были депутаты Вячеслав Никонов, Любовь Духанина (ее полномочия окончились в октябре), сенаторы Лилия Гумерова и Виктор Кресс.
Авторами текущей версии законопроекта указаны депутаты Госдумы Ольга Казакова, Александр Хинштейн, Алена Аршинова, Яна Лантратова, Ирина Ивенских, Нурбаганд Нурбагандов, Эльвира Аиткулова, Виктор Смирнов и Лариса Тутова.
Этот законопроект распространяется на школы, работающие по общеобразовательным программам, и на учреждения среднего профессионального образования (СПО), применяющие электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Поправки предписывают школам и учреждениям СПО с 1 сентября 2022 г. использовать при реализации электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный реестр. Одобренные сервисы необходимо будет использовать при реализации аккредитованных государством образовательных программ. Реестр формируется Министерством просвещения, следует из законопроекта.
Если в ходе электронного обучения предусматривается обработка персональных данных школьников и студентов СПО, то образовательная организация должна создать условия «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, являющейся государственной информационной системой», написано в законопроекте. За персональные данные учеников, таким образом, предлагается отвечать государству. Это требование может вступить в силу 1 января 2023 г.
Еще одно нововведение в том, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий необходимо будет использовать ресурсы, содержащие электронные учебно-методические материалы.
Поправки разработаны во исполнение поручений президента России Владимира Путина по итогам заседания президиума Госсовета РФ в августе 2021 г., пояснил «Ведомостям» депутат Хинштейн. С 1 января 2023 г. Путин поручил применять исключительно государственные информационные системы для обработки персональных данных обучающихся в процессе электронного обучения в школах и учреждениях СПО.
При введении в регионах временных мер по борьбе с пандемией коронавируса в школах и ПТУ стали использовать образовательные онлайн-ресурсы «Яндекс.Учебник», «СберКласс», «Учи.ру» и др., рассказала Казакова. В отличие от бумажных учебников электронные образовательные ресурсы не проходят государственную экспертизу, отметила она.
«Информационные ресурсы, которыми пользуются образовательные учреждения, никак сегодня не защищены. Мы не можем их подвергнуть экспертизе, поскольку нет законных оснований. Мы должны наделить министерство законным правом такую экспертизу проводить», – сказала Казакова.
Для обработки персональных данных в ходе электронного обучения детей будет использоваться ГИС «Моя школа», которую сейчас в экспериментальном режиме развивает Министерство просвещения, сообщила Казакова. Для работы в ГИС школам и ПТУ потребуется оборудование – при необходимости техникой их обеспечит министерство, уточнила она.
«Законопроект обсуждался с рядом коллег, которые занимаются продвижением электронных образовательных ресурсов. Крупный бизнес давно понял, что если ты хочешь работать в сфере образования, то твой продукт должен быть верифицирован», – пояснил Хинштейн.
Консультации проводились с представителями «Яндекса» и «Просвещения», сообщил «Ведомостям» собеседник, знакомый с разработчиками поправок.
«Нас не привлекали к обсуждению поправок. И мы считаем это неверным решением, так как новый созыв депутатов по идее должен выстраивать отношения с непосредственными игроками EdTech. Более того, мы не понимаем некоторых частей этих поправок и будем писать коллективное письмо от всех представителей отрасли с просьбой их пояснить», – сообщил «Ведомостям» Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng.
Цифровой контент, который попадает в «Московскую электронную школу», проходит два уровня фильтрации – «на предмет его разрушительности и на наличие багов», рассказал бывший директор департамента информационных технологий Москвы, основатель Digital Disrupt Артем Ермолаев. Результаты фильтрации не накладывают ограничения на преподавателя, он может использовать даже непроверенный контент на свой страх и риск, отмечает он.
«Все делать через жесткую систему фильтрации – спорная история, потому что надо, наоборот, стимулировать развитие образовательного контента. Его мало, и, если его проводить через бюрократические процедуры включения в реестр, контента станет еще меньше», – предупреждает Ермолаев. По его словам, сейчас никто не проверяет, что реально учитель преподает и с помощью чего он учит ребенка. «Формально он использует учебник математики, включенный в реестр, а по факту он использует какие-то свои авторские курсы. Почему вдруг у электронного сервиса должна появиться дополнительная система пока не очень понятной сертификации и на основании каких критериев, это очень большой вопрос», – рассуждает он.
Представитель департамента образования и науки города Москвы сказал, что не комментирует законопроект на текущем этапе разработки. В Сбербанке отказались от комментариев. «Ведомости» направили запросы в Министерство просвещения, в компании «Яндекс», VK, «Учи.ру», «Просвещение», «Нетология-групп», Skillbox, к моменту сдачи номера ответов по существу вопросов не поступило.