Алексей Рогозин стал консультантом разработчика систем управления беспилотниками
Сын руководителя «Роскосмоса» поможет компании «Эколибри» привлечь инвесторовАлексей Рогозин является председателем консультативного совета АО «Эколибри», следует из проекта протокола экспертной группы «Беспилотные авиационные системы» автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» (копия есть в «Ведомостях»). В пресс-службе АО «Эколибри» подтвердили эту информацию.
Алексею Рогозину 38 лет, он сын руководителя госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина.
В апреле 2019 г. стало известно, что Алексей Рогозин покидает посты вице-президента по транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и гендиректора ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», по сообщению пресс-службы ОАК, «в связи с переходом на новое место работы».
В сентябре 2019 г. группа компаний «Киевская площадь» Зараха Илиева и Года Нисанова официально сообщила, что Рогозин назначен гендиректором ТПУ «Нагатинская» – компании-застройщика транспортно-пересадочного узла в Москве. Она соединит железнодорожную платформу «Нижние Котлы», станцию метро «Нагатинская» и городской автотранспорт. По информации СПАРК, Рогозин возглавлял ООО «ТПУ Нагатинская» с 11 сентября 2019 г. по 2 марта 2020 г. А сейчас эта компания ликвидирована.
Рогозин начал сотрудничать с «Эколибри» летом 2021 г., сообщил «Ведомостям» представитель этой компании: «Он является признанным специалистом в области передовых авиационных технологий».
По словам представителя компании, Рогозин не входит в органы управления «Эколибри»: «Занимая на общественных началах должность председателя консультативного совета, он оказывает поддержку в вопросах стратегического развития формирующейся отрасли».
Пригласить эксперта такого уровня было необходимо, так как миссией «Эколибри» является «развитие беспилотных авиационных систем, привлечение в эту отрасль новых инвестиций и партнеров», подчеркнули в компании.
АО «Эколибри» зарегистрирована 15 июня 2021 г. Ее единственным акционером, согласно ЕГРЮЛу, является гендиректор АО Игорь Ткачев. Основной вид деятельности «Эколибри» – «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» (код 72.19).
Согласно СПАРК, Ткачев в 2016–2017 гг. возглавлял ООО «Индустриальный союз Приволжья». Первым владельцем этой компании был Валерий Сарынин, входивший в совет директоров ПАО «Русполимет» и ПАО «Заволжский моторный завод». Последними владельцами «Индустриального союза Приволжья» были ЗАО «Дробмаш» (50%) и компания с Британских Виргинских Островов Shipville Ltd (50%). Перед своей ликвидацией вследствие банкротства в мае 2018 г. «Индустриальный союз Приволжья» владел небольшой долей в ООО «Завод Старт». «Ведомости» направили запрос Ткачеву о причинах интереса к авиационной тематике, а также об источниках финансирования «Эколибри».
Представитель «Эколибри» по данному вопросу ограничился общим объяснением: «Это частная компания, которая с 2020 г. занимается развитием инновационных технологий в области авиации и транспортной логистики. Среди разрабатываемых решений – системы управления беспилотными летательными аппаратами и системы технического зрения на базе искусственного интеллекта, применяемые на БПЛА».
30 июня «Эколибри» подала в Роспатент заявки на регистрацию двух товарных знаков – обозначения h2VTOL и символа, напоминающего силуэт птицы с раскрытыми крыльями и хвостом, но без головы, темно-синего и белого цветов.
h2VTOL может являться сочетанием названия открытой кроссплатформенной системы управления базами данных (H2) и аббревиатуры самолета вертикального взлета и посадки (VTOL, Vertical Take-Off and Landing).
Представитель «Эколибри» не стал комментировать эту версию, пообещав рассказать о планах компании подробнее до Нового года.
Когда Алексей Рогозин пришел в фирму «Ильюшин», он запустил большую внутреннюю работу в компании по определению перспективных направлений развития и беспилотная тематика попала в сферу его интересов, напомнил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Тогда были найдены возможные применения беспилотников для решения задач в области транспортной логистики в большей степени в гражданском сегменте, хотя не исключено, естественно, и двойное применение, это очевидно».
По словам Пантелеева, процесс «интеллектуализации борта», наделение беспилотника способностью без участия человека решать все более широкий перечень задач – наиболее перспективное направление: «Делать планеры для беспилотников – это по силам многим разработчикам. А сделать его интеллектуальную часть, систему управления и, в частности, системы, связанные с техническим зрением, – это очень сложная задача. Кто ее сумеет решить, сможет претендовать на немалый рынок».
Бизнес по созданию беспилотников сильно завязан на регулирование, поэтому участие Алексея Рогозина в консультировании компании «Эколибри» может иметь какие-то GR-цели, предполагает основатель и управляющий партнер фондов TerraVC и Phystech Ventures Петр Лукьянов, инвестирующий в разработчиков БПЛА: «Такое назначение явно усиливает позиции этой компании в госсекторе, который может обеспечивать существенную часть выручки компании, особенно если говорить про военное применение».
По мнению Лукьянова, международные перспективы компании привлечение Алексея Рогозина вряд ли улучшит: «В текущей геополитической ситуации это скорее минус для внешних рынков, чем плюс».