Алексей Рогозин стал консультантом разработчика систем управления беспилотниками

Сын руководителя «Роскосмоса» поможет компании «Эколибри» привлечь инвесторов
Рогозин начал сотрудничать с «Эколибри» летом 2021 г.
Рогозин начал сотрудничать с «Эколибри» летом 2021 г. / Марина Лысцева / ТАСС

Алексей Рогозин является председателем консультативного совета АО «Эколибри», следует из проекта протокола экспертной группы «Беспилотные авиационные системы» автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» (копия есть в «Ведомостях»). В пресс-службе АО «Эколибри» подтвердили эту информацию.

Алексею Рогозину 38 лет, он сын руководителя госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина.

В апреле 2019 г. стало известно, что Алексей Рогозин покидает посты вице-президента по транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и гендиректора ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», по сообщению пресс-службы ОАК, «в связи с переходом на новое место работы».

В сентябре 2019 г. группа компаний «Киевская площадь» Зараха Илиева и Года Нисанова официально сообщила, что Рогозин назначен гендиректором ТПУ «Нагатинская» – компании-застройщика транспортно-пересадочного узла в Москве. Она соединит железнодорожную платформу «Нижние Котлы», станцию метро «Нагатинская» и городской автотранспорт. По информации СПАРК, Рогозин возглавлял ООО «ТПУ Нагатинская» с 11 сентября 2019 г. по 2 марта 2020 г. А сейчас эта компания ликвидирована.

Рогозин начал сотрудничать с «Эколибри» летом 2021 г., сообщил «Ведомостям» представитель этой компании: «Он является признанным специалистом в области передовых авиационных технологий».

По словам представителя компании, Рогозин не входит в органы управления «Эколибри»: «Занимая на общественных началах должность председателя консультативного совета, он оказывает поддержку в вопросах стратегического развития формирующейся отрасли».

Пригласить эксперта такого уровня было необходимо, так как миссией «Эколибри» является «развитие беспилотных авиационных систем, привлечение в эту отрасль новых инвестиций и партнеров», подчеркнули в компании.

АО «Эколибри» зарегистрирована 15 июня 2021 г. Ее единственным акционером, согласно ЕГРЮЛу, является гендиректор АО Игорь Ткачев. Основной вид деятельности «Эколибри» – «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» (код 72.19).

Согласно СПАРК, Ткачев в 2016–2017 гг. возглавлял ООО «Индустриальный союз Приволжья». Первым владельцем этой компании был Валерий Сарынин, входивший в совет директоров ПАО «Русполимет» и ПАО «Заволжский моторный завод». Последними владельцами «Индустриального союза Приволжья» были ЗАО «Дробмаш» (50%) и компания с Британских Виргинских Островов Shipville Ltd (50%). Перед своей ликвидацией вследствие банкротства в мае 2018 г. «Индустриальный союз Приволжья» владел небольшой долей в ООО «Завод Старт». «Ведомости» направили запрос Ткачеву о причинах интереса к авиационной тематике, а также об источниках финансирования «Эколибри».

Представитель «Эколибри» по данному вопросу ограничился общим объяснением: «Это частная компания, которая с 2020 г. занимается развитием инновационных технологий в области авиации и транспортной логистики. Среди разрабатываемых решений – системы управления беспилотными летательными аппаратами и системы технического зрения на базе искусственного интеллекта, применяемые на БПЛА».

30 июня «Эколибри» подала в Роспатент заявки на регистрацию двух товарных знаков – обозначения h2VTOL и символа, напоминающего силуэт птицы с раскрытыми крыльями и хвостом, но без головы, темно-синего и белого цветов.

h2VTOL может являться сочетанием названия открытой кроссплатформенной системы управления базами данных (H2) и аббревиатуры самолета вертикального взлета и посадки (VTOL, Vertical Take-Off and Landing).

Представитель «Эколибри» не стал комментировать эту версию, пообещав рассказать о планах компании подробнее до Нового года.

Когда Алексей Рогозин пришел в фирму «Ильюшин», он запустил большую внутреннюю работу в компании по определению перспективных направлений развития и беспилотная тематика попала в сферу его интересов, напомнил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Тогда были найдены возможные применения беспилотников для решения задач в области транспортной логистики в большей степени в гражданском сегменте, хотя не исключено, естественно, и двойное применение, это очевидно».

По словам Пантелеева, процесс «интеллектуализации борта», наделение беспилотника способностью без участия человека решать все более широкий перечень задач – наиболее перспективное направление: «Делать планеры для беспилотников – это по силам многим разработчикам. А сделать его интеллектуальную часть, систему управления и, в частности, системы, связанные с техническим зрением, – это очень сложная задача. Кто ее сумеет решить, сможет претендовать на немалый рынок».

Бизнес по созданию беспилотников сильно завязан на регулирование, поэтому участие Алексея Рогозина в консультировании компании «Эколибри» может иметь какие-то GR-цели, предполагает основатель и управляющий партнер фондов TerraVC и Phystech Ventures Петр Лукьянов, инвестирующий в разработчиков БПЛА: «Такое назначение явно усиливает позиции этой компании в госсекторе, который может обеспечивать существенную часть выручки компании, особенно если говорить про военное применение».

По мнению Лукьянова, международные перспективы компании привлечение Алексея Рогозина вряд ли улучшит: «В текущей геополитической ситуации это скорее минус для внешних рынков, чем плюс».