Аудиотехника дорожает на фоне снижения спроса
Средние цены на беспроводные колонки за год выросли на треть из-за нехватки комплектующихВ июле 2021 г. в России было продано 184 000 портативных аудиоколонок на общую сумму 1,272 млрд руб., следует из статистики ритейлеров, с которой ознакомились «Ведомости». По этим данным, в июле 2020 г. ритейлеры продали почти 239 000 портативных колонок на 1,267 млрд руб.
Таким образом, в количественном выражении продажи портативных колонок год к году сократились на 54 000 шт., или на 22,7%. При этом средняя цена устройства в июле 2020 г. составила 5309 руб., а в июле 2021 г. – уже 6899 руб., увеличившись на 29,9%. Поэтому совокупная выручка продаж практически не изменилась (рост на 0,4%).
На беспроводные колонки приходится 60% выручки и 75% в количестве продаж всей аудиотехники в России, поясняет представитель сети «М.видео».
В сегменте беспроводных колонок в июле 2021 г., как и годом ранее, лидирует JBL с долей 69,1% в штуках, 83,8% – в выручке. В топ-5 по продажам также вошли бренды Sony (2,7% в штуках, 3,2% в деньгах), Rombica (2,6 и 0,3%), Mi (2 и 0,3%).
Цены на беспроводные колонки повышаются динамично – это видно из данных «Яндекс.Маркета». К примеру, средняя стоимость беспроводной колонки JBL Clip 4 в мае 2021 г. составляла 3637 руб., а в сентябре достигла 4060 руб., поднявшись за четыре месяца на 11,6%. Модель JBL Joombox 2 в июне стоила в среднем 25 440 руб., а в сентябре подорожала до 29 490 руб., или на 15,9%.
Потолочная акустическая система Sony SS-CS5 в августе продавалась в среднем за 12 216 руб., а в сентябре – за 14 800 руб. (рост средней цены на 21% за один месяц). Сабвуфер Bowers & Wilkins ASW608 в августе стоил 45 690 руб., а в сентябре – 52 990 руб. (рост на 15,9%).
Представители JBL, Sony, а также Bowers & Wilkins не стали комментировать свою ценовую политику.
Некоторые премиальные бренды аудиотехники приняли решение о повышении цен в сентябре. 2 сентября российский дистрибутор электроники ООО «ММС» проинформировал партнеров о повышении цен на продукцию британского акустического бренда KEF, следует из рассылки, которую получили «Ведомости».
«С сожалением информируем вас о том, что с сентября 2021 г. поднимаются отпускные цены на продукцию компании KEF. Это связано с повсеместным ростом стоимости комплектующих и значительным удорожанием транспортировки грузов», – говорится в сообщении компании ММС (один из партнеров компании подтвердил «Ведомостям» получение письма).
По данным «Яндекс.Маркета», полочная акустическая система KEF Q650c в сентябре в среднем продавалась за 49 990 руб., что на 8,5% выше цены в июле. А напольная акустическая система KEF Q950 в сентябре продается в среднем за 149 990 руб., что на 38% выше цены августа.
В сентябре также ожидается повышение цен на продукцию американского акустического бренда Sonos в диапазоне от 5 до 12%, сообщил «Ведомостям» сотрудник одного из интернет-магазинов аудиотехники. Другой собеседник «Ведомостей» из числа реселлеров Sonos сказал, что в начале сентября его интернет-магазин уже получил товар по новым ценам.
Менеджер по маркетингу бренда Sonos в России Мария Старостина подтвердила «Ведомостям» планы по повышению цен на эту продукцию: «Sonos регулярно оценивает динамику рынка аудиотехники, включая показатели спроса, логистические расходы, стоимость компонентов, и на основе этих наблюдений выстраивает свою ценовую политику. Поэтому в ближайшей корректировке цен, первой для нас в этом году, мы не видим ничего необычного».
«Сейчас почти все повышают цены», – констатирует CEO группы компаний «Аудиомания» Артем Фаермарк: «Некоторые бренды делали это уже дважды за год, но есть и те, которые пока не поднимали. Диапазон роста цены зависит от бизнеса, позиции на рынке, желания остаться в определенной ценовой нише, наличия комплектующих и материалов в конструкции, логистики».
По словам Фаермарка, в последнее время очень сильно подорожали все материалы, стоимость доставки из Китая и любые другие перевозки контейнерами: «Чем дешевле и объемнее товар, тем сильнее это скажется на цене. В целом еще есть дефицит многих материалов и комплектующих из-за того, что многие фабрики закрывались в связи с коронавирусом, и это тоже разгоняет цены».
На цену электроники в России оказывают влияние множество факторов, отмечает Старостина: «Волатильность рубля, снижение количества авиаперевозок и удорожание морских перевозок, эпидемиологические ограничения в странах, производящих электронику и ее компоненты, изменение требований госрегулирования, а также конкурентная борьба производителей за долю рынка».
«Цены на аудиотехнику в целом растут в первую очередь из-за дефицита комплектующих – это общий тренд, – сообщил представитель компании «Марвел-дистрибуция». – Однако если смотреть на политику каждого отдельного бренда, то все ведут себя по-разному. Все зависит от того, какая элементная база есть на фабрике и где собирается продукция конкретного вендора».
Беспроводная аудиотехника – не единственный сегмент электроники, ощутивший на себе последствия дефицита комплектующих. Рынок смартфонов в первом полугодии 2021 г. сократился в количестве на 5,8% год к году – до 12,8 млн шт., следовало из данных МТС, писали в июне «Ведомости». Опрошенные эксперты тогда спрогнозировали, что рынок смартфонов впервые с 2015 г. закончит текущий год в минусе. В сегменте ноутбуков в январе – мае этого года также был спад – на 15% в количестве по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., оценивала GfK.