Сотовые операторы получат господдержку на дорогах

При покрытии трасс и отдаленных населенных пунктов сетями LTE
Злата Милявская / Ведомости
Злата Милявская / Ведомости

Речь на совещании шла об электрификации объектов связи, расположенных вдоль трасс и небольших населенных пунктов. «Ключевой барьер для создания инфраструктуры вдоль дорог – стоимость подключения базовых станций к электричеству, – доложил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев. – Она зачастую в десятки раз превышает стоимость оборудования. Обременяя операторов, мы должны помочь им с энергетикой». Шадаев попросил президента поручить регионам оказать операторам содействие в подключении электричества к социально значимым объектам.

Другим важным вопросом глава Минцифры назвал размещение кабелей связи вдоль линий электропередачи: «Зачастую, пользуясь своим монопольным положением, энергетики устанавливают неоправданно высокие тарифы на доступ к своей инфраструктуре». Решение этих проблем, по словам Шадаева, к 2024 г. позволило бы увеличить количество пользователей мобильного интернета в России с нынешних 80 млн до 100 млн.

Проводить работу с регионами и электросетевыми компаниями нужно – установка оборудования на линиях электропередачи должна регулироваться, согласился Путин, отметив, что подпишет поручения по этому вопросу, подготовленные Минцифры.

Вице-премьер Александр Новак не исключил, что разработать тарифы на размещение базовых станций на линиях электропередачи будет поручено Федеральной антимонопольной службе: «При этом стоимость технологического присоединения к электросетям регулируется уже сейчас, за счет энергетиков решать вопросы коммерческих компаний-операторов не получится».

В ответ президент поручил «посчитать и вынести на правительство, насколько и где поднять тарифы, если это экономически обоснованно, а где нужно финансировать это [подключение базовых станций к электросетям] из бюджета».

Невостребованные субсидии

Изначально программа «Цифровая экономика» предусматривала субсидии операторам на покрытие автодорог связью в 2019–2024 гг. в размере 28 млрд руб. (в 2020 г. Минцифры предложило сократить этот бюджет до 18,4 млрд руб.). Однако субсидии так и не нашли получателей – в частности, потому, что эксплуатация базовых станций, построенных за счет госсубсидий, принесет больше расходов, чем доходов, рассказывали ранее «Ведомостям» участники сотового рынка.

Обременение, о котором упомянул Шадаев, на сотовые компании 2 августа фактически наложила Госкомиссия по радиочастотам. Она продлила им разрешение на использование частот 700 МГц, 800 МГц и 2,5–2,7 ГГц для сотовых сетей четвертого поколения (LTE) еще на 10 лет. Но взамен операторы должны расширить зону их действия: к сентябрю 2024 г. они должны покрыть быстрым интернетом 100% населенных пунктов с населением от 1000 человек, а к сентябрю 2031 г. – 99,9% протяженности федеральных автодорог общего пользования.

Также в следующем году операторы должны представить в Минцифры план по покрытию LTE сел и деревень с населением 500–1000 человек. 

Затраты операторов на реализацию этих планов эксперты ранее оценивали примерно в 100 млрд руб.

С этой оценкой согласен представитель «Мегафона». «Мы уже покрываем в стране достаточно много поселений с населением более 1000 жителей и продолжаем развивать стандарт связи 4G в отдаленных регионах», – добавляет он.

По данным Росстата, на конец 2020 г. протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения составила 60 430 км. За покрытием сотовой связью 32 ключевых трасс общей протяженностью около 27 000 км следит Роскомнадзор. По его данным, на конец IV квартала 2020 г. сотовая связь была доступна более чем на 90% их протяжения (среди немногочисленных исключений, к примеру, трасса М56 «Лена», где этот показатель не превышает 52%). «Однако уровень покрытия LTE на этих и других федеральных автодорогах не достигает в целом 70% – каждый дополнительный процент сопряжен с весомыми расходами операторов», – рассказывал ранее «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами нескольких сотовых компаний.

«Мы готовы к совместной работе с правительством по части электрификации объектов связи, – говорит представитель «Вымпелкома». – Мы считаем, что при развитии территорий и объектов, в том числе при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, в вопросе развития необходимой инфраструктуры нужен комплексный подход – как при создании энергетических, технологических объектов, так и в части прихода на созданную базовую инфраструктуру сетей связи».

«Наша компания готова реализовывать обязательства по покрытию автодорог и подключению удаленных населенных пунктов, но для эффективной работы требуется вовлечение и поддержка федеральных и региональных властей, – отмечает представитель Tele2 Дарья Колесникова. – Поэтому для нас крайне важно, что министр вынес вопрос о подключении к электросетям на уровень президента». Пока Tele2 не достигла договоренностей с электроэнергетиками о размещении оборудования на мачтах электросетевых компаний, но надеется на реализацию таких проектов в будущем, отмечает представитель оператора.

МТС разработала механизм по обеспечению связью платных автотрасс, говорит ее представитель Алексей Меркутов: «Подписанное в июне соглашение с ГК «Автодор» предусматривает, что эта компания обеспечит размещение пассивной инфраструктуры и решит вопросы энергообеспечения, а оператор получит готовые площадки для размещения базовых станций».

«Операторы связи и инфраструктурные компании при строительстве объектов связи вдоль дорог и в удаленных населенных пунктах сталкиваются с относительно малым количеством мобильных пользователей и с высокими затратами на инфраструктуру, – говорит президент группы компаний «Русские башни» Александр Чуб. – Возможным решением может быть, например, выделение оборудования связи в качестве отдельной категории потребителей электроэнергии – тогда уже можно говорить о льготных условиях».