В первой половине 2021 года россияне купили 3 млн телевизоров
У телевизоров новый драйвер продаж, говорят эксперты, это видеосервисыВ России количество абонентов платного ТВ (те, кто получает телесигнал со спутниковых антенн-тарелок или по кабелю, в том числе интернетному) в первом полугодии 2021 г. по сравнению с концом 2020 г. выросло всего на 257 000 до 45,1 млн – это следует из отчета Telecom Daily, с которым ознакомились «Ведомости». За те же полгода в России было продано около 3 млн телевизоров, рассказали «Ведомостям» в исследовательской компании GfK и «М.видео-Эльдорадо». То есть продажи телевизоров примерно в 8 раз превысили рост количества пользователей, подключивших платное ТВ.
За год, с июля 2020 г. по июнь 2021 г., в России было продано около 6,65 млн телеприемников, также подсчитала GfK. По данным Telecom Daily, за это время количество пользователей платного ТВ выросло примерно на 2%, т. е. чуть менее чем на 1 млн подписчиков.
«Рынок платного ТВ в России практически не растет – к нему уже подключено 80% российских домохозяйств, – отмечает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. – Зато интерес к различным видеосервисам, в которых можно смотреть не то, что предлагается в сетке вещания телеканалов, а то, что хочет зритель, причем в любое удобное ему время, сейчас на подъеме. Безусловно, этот интерес подстегнула пандемия COVID-19 и вынужденное пребывание пользователей дома». Смотреть фильмы на большом экране по определению комфортнее и удобнее – поэтому для доступа к видеосервисам люди и покупают современные широкоэкранные телевизоры с хорошей картинкой и звуком, объясняет эксперт.
Платящая аудитория видеосервисов по итогам 2019 г. составила 6,5 млн человек, сейчас это уже примерно 7–7,5 млн, говорит Кусков: «При этом время, проведенное за просмотром, за полгода увеличилось примерно на 60% до 7–8 часов в неделю. Проводить это время перед телевизором удобнее, чем за компьютером, и уж конечно комфортнее, чем что-то смотреть на маленьком экране смартфона».
По оценке «М.видео-Эльдорадо», за первые шесть месяцев 2021 г. на российском рынке было продано порядка 2,1 млн телевизоров с поддержкой смарт-ТВ (именно они нужны для использования видеосервисов). Это более 70% от общего объема штучных продаж, подчеркивает представитель компании: «Пять лет назад на сегмент умных моделей приходилось только около 40% продаж. В «М.видео-Эльдорадо» три четверти проданных телевизоров имеют функции смарт-ТВ». По словам собеседника «Ведомостей», росту продаж таких телевизоров способствует общий тренд на видеопотребление, увеличение выбора контента и популярность онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов: «В пандемию россияне стали больше времени проводить дома – для увеличения комфорта они приобретают функциональные телевизоры, а просмотр контента и игры на большом экране становятся одними из популярных форматов времяпрепровождения и развлечений».
«Безусловно, мы видим однозначное смещение рынка в сторону онлайн-сервисов – как по количеству пользователей, так и по смотрению, – говорит представитель «Ростелекома». – Все больше людей смотрят видеоконтент на смарт-ТВ, планшетах и смартфонах, и такую манеру потребления мы все больше учитываем при развитии нашего сервиса Wink».
«Ежемесячно около 30% пользователей «Эр-телеком холдинга» трижды заходят в какой-либо онлайн-кинотеатр, – говорит представитель холдинга. – По отношению к прошлому году прирост аудитории онлайн-кинотеатров среди абонентов компании составил 10%. Этому способствует рыночная конкуренция, курс на создание видеоплатформами собственного эксклюзивного контента».
По итогам II квартала 2021 г. абонентская база платного ТВ МТС в линейных средах (кабель, спутник и интернет-телевидение) выросла более чем на 13% к аналогичному периоду прошлого года, рассказывает представитель компании Алексей Меркутов: «Основным драйвером роста всех сред остаются конвергентные предложения и дополнительные возможности в рамках экосистемы МТС. Весной МТС запустила онлайн-кинотеатр KION – количество его пользователей на смарт-ТВ растет еженедельно».
Директор направления «Видео» компании «Мегалабс» Наталья Сергеева видит стабильный рост в потреблении ТВ-контента через сервис «Мегафон ТВ»: «Он происходит в том числе за счет домашнего телесмотрения».
«За последние полтора года мы наблюдаем стабильный рост доли числа подписчиков, которые смотрят наш контент на смарт-ТВ, это во многом связано с тем, что до карантинных мер многие покупатели современных телевизоров даже не пытались подключить их к интернету, – рассказывает генеральный директор «Megogo Россия» Виктор Чеканов. – Рост объемов качественного контента, который стали предлагать видеосервисы в России, также способствовал тому, что потребитель вошел во вкус домашнего киносмотрения». По словам Чеканова, база подписчиков российского Megogo в первом полугодии 2021 г. год к году выросла на 28%, а суммарное время видеопросмотров – на 9%: «В первом полугодии 2020 г. доля тех, кто смотрит контент на телевизорах, составила 24%, во втором – 27%, в первом полугодии 2021 г. – 37%».
По словам директора по стратегии и аналитике онлайн-кинотеатра ivi Артема Акопяна, в 2020 г. формат потребления контента в России кардинально изменился: «Основной причиной стала пандемия, которая лишила людей возможности посещать кинотеатры. Люди вынуждены были освоить новый для них навык потребления контента, выросла доля смотрящих его через смарт-ТВ. Если в первом полугодии 2020 г. доля таких зрителей была 25%, то на конец года она составила уже 28%. Этот тренд сохранился и в 2021 г. – так, по итогам первого полугодия доля пользователей ivi на Smart TV составила 32%». Совокупное время смотрения на смарт-ТВ в первой половине 2021 г. выросло на 22% относительно аналогичного периода 2020 г., добавляет Акопян.
Подписчики видеосервиса Start стали проводить в первом полугодии 2021 г. за просмотром более чем в 2,5 раза больше времени, рассказывает его директор по коммерции и развитию Дмитрий Гудумак.
Рост количества смарт-телевизоров способствует, в свою очередь, росту популярности онлайн-кинотеатров, считает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова: «На конец 2020 г. в России насчитывалось 24 млн телевизоров, подключенных к интернету, ожидается, что в 2021 г. их будет уже 28 млн. Покупая такой телевизор, пользователь изначально не всегда думает о том, что будет смотреть на нем контент видеосервисов, – зачастую устройство приобретается вместо сломавшегося для просмотра фильмов, скачанных на флешку и т. п. Но, осознавая возможности смарт-телевизора, его владелец со временем становится зрителем онлайн-кинотеатра или YouTube».