«Лаборатория Касперского» разработала систему распознавания объектов в трансляции с беспилотника

Рынок машинного зрения, в отличие от антивирусного, быстро растет, говорят эксперты
Kaspersky Neural Networks адаптировано для использования как на беспилотниках самолетного типа, так и для других беспилотных летательных аппаратов
Kaspersky Neural Networks адаптировано для использования как на беспилотниках самолетного типа, так и для других беспилотных летательных аппаратов / Ricardo Gomez / Unsplash

Производитель антивирусов «Лаборатория Касперского» (ЛК) выходит на новый для себя рынок компьютерного зрения, рассказали «Ведомостям» в компании. ЛК разработала систему аналитики Kaspersky Neural Networks, которая может распознавать те или иные объекты на изображении, передаваемом с беспилотных летательных аппаратов, причем она может анализировать данные, поступающие сразу с нескольких дронов.

Это нужно, в частности, МЧС и другим спасательным службам. Нейронная сеть, обрабатывающая данные с дронов, может распознавать людей, оказавшихся в зоне бедствия, дома, автомобили, животных и др. в режиме реального времени, рассказывает представитель ЛК. По его словам, распознавание может вестись прямо на борту беспилотника: «Производитель беспилотников «Альбатрос» уже устанавливает на свои аппараты софт ЛК.

Отличием Kaspersky Neural Networks от продукции конкурентов в мировом масштабе руководитель по развитию направления машинного зрения ЛК Владимир Клешнин называет возможность получать данные об опознанных объектах в режиме реального времени: «Другие системы спроектированы так, что беспилотник должен сначала приземлиться и передать данные для анализа специалистами. Небольшим коптерам для этого требуется 20 минут, крупным аппаратам – до нескольких часов».

Kaspersky Neural Networks адаптировано для использования как на беспилотниках самолетного типа, так и для других беспилотных летательных аппаратов
Kaspersky

Стоимость программно-аппаратного комплекса ЛК не раскрывает, объясняя это тем, что на ценообразование влияет много факторов – например, количество подключенных к системе аппаратов. Беспилотник «Альбатрос М5», о котором упомянуто в материалах ЛК, стоит 1,9 млн руб., сообщается на сайте производителя. «Инвестиции в развитие и полноценную разработку подобных продуктов с проведением испытаний могли бы составить до 300 млн руб., подобный комплекс можно оценить в 3,5–6 млн руб., – подсчитал представитель компании «Аэромакс». – Если это эксклюзив для определенной компании, стоимость такого продукта может составлять и 100 млн руб. Если это тиражируемая история, то все зависит от объема продаж и спроса на технологическое решение».

$14 млрд

таков, по данным аналитического центра AeroNet, в 2019 г. мировой рынок беспилотных авиационных систем. К 2024 г., по прогнозу AeroNet, он достигнет $43 млрд

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка АО «Лаборатория Каперского» в 2020 г. составила 32,4 млрд руб., чистая прибыль – 9,3 млрд.

Компания находится на 3-м месте по выручке от продаж собственного компьютерного обеспечения после «Яндекса» и «Яндекс.Такси» (132,9 млрд и 55,8 млрд руб. соответственно), следует из рейтинга «СПАРК-Интерфакса».

Управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава оценивает российский рынок антивирусов в 2020 г. в 12 млрд руб., а прирост к 2019 г. – в 15%: «При этом рынок продуктов и услуг, связанных с машинным зрением, составил 3–5 млрд руб., а его рост можно оценить как минимум в 30–40%. Этот рынок в отличие от антивирусного быстро растет и, несомненно, опередит сегмент антивирусного ПО – машинное зрение привлекает внимание все большего числа компаний, от ритейла до добывающих отраслей». По мнению Чачавы, развивать проекты, связанные с машинным зрением, перспективнее, чем с антивирусными продуктами.

«Уже несколько лет мы постепенно расширяем портфолио решений, – рассказывает управляющий директор ЛК в России, странах СНГ и Балтии Михаил Прибочий. – Основную динамику прироста продаж обеспечивают сервисы и продукты, отличные от классической антивирусной защиты». По его словам, за год продажи новых перспективных решений и технологий компании в России выросли на 25%. К ним ЛК, в частности, относит систему защиты данных, которую компания вывела на рынок в 2019 г. «Мы усиливаем наши решения различными технологиями, которые помогают сделать продукты на стыке кибербезопасности и других индустрий, Kaspersky Neural Networks становится логичным продолжением этой стратегии», – говорит он.

Среди других непрофильных продуктов ЛК – блокчейн-проект под названием Polys для системы безопасного онлайн-голосования (на ее базе ЛК сейчас разрабатывает систему дистанционного голосования для правительства Москвы), а также платформа для обучения в сфере кибербезопасности Kaspersky ASAP. Долю таких продуктов в общих продажах компания не раскрывает.

Направление машинного зрения действительно очень перспективное и ЛК предприняла интересную попытку диверсификации, отмечает основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев: «Разработки в этом направлении активно применяются во многих сферах, в том числе в государственном секторе – там, где затрагиваются вопросы безопасности. Список областей применения машинного зрения не перестает расширяться. Поэтому разработки в этой области – закономерный и стратегически верный шаг для ЛК».

Рынок компьютерного зрения развивающийся, соглашается директор компании «Системы компьютерного зрения» (входит в группу «Ланит») Михаил Смирнов: «Хотя до массового внедрения решений с применением компьютерного зрения еще далеко, запросы на них есть, и их количество будет только расти».

В целом решение на основе применения нейросетевых технологий для обработки визуальной информации для беспилотников не ново, комментирует главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов, но заявленную возможность одновременно обрабатывать данные с борта нескольких летательных аппаратов можно считать шагом вперед.

У ЛК есть сильный бренд, который можно использовать и для продвижения в сопредельных для ее бизнеса сферах, считает управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман: «Это всегда дает преимущество при выводе на рынок нового продукта». В теории он обладает и экспортным потенциалом – за рубежом компания хорошо известна, отмечает эксперт.