Основатели РБК инвестировали в размещение контента в соцсетях и мессенджерах
Фонд TMT Investments вложился в стартап Postoplan, став лидером раунда на $1,5 млнСервис Postoplan привлек $1,5 млн от группы инвесторов, лидером которой стал фонд TMT Investments Артема Инютина и Германа Каплуна, говорится в сообщении компании. Другие участники раунда – фонды YellowRockets и Bergtop.vc. Основатель Postoplan Алексей Божин подтвердил «Ведомостям» проведение раунда. Каплун и Инютин известны как основатели медиахолдинга РБК (1993 г.), но с 2012 г. они не имеют отношения к этой компании.
Представитель TMT Investments сообщил, что оценка компании в ходе раунда составила 20 млн евро. Он утверждает, что за год оценка компании выросла в 12 раз благодаря быстрому росту выручки: в 2020 г. она составила около 100 000 евро, в первом полугодии 2021 г. – около 500 000 евро, а по итогам всего года компания ожидает увеличить этот показатель до 1,5 млн евро. При этом условия раунда представитель TMT Investments не раскрыл.
Инвестиция оформлена в виде конвертируемого займа сроком на один год, рассказал Божин. После конвертации инвесторы получат до 10% акций стартапа. По словам Божина, создатели сервиса сохраняют контроль над компанией. Среди основателей Postoplan он называет Екатерину Сухенко (Украина) и Дмитрия Каана (Нидерланды). У Божина российское гражданство, он родился в Ессентуках.
Postoplan запущен в 2020 г. Компания зарегистрирована в Таллине. В 2020 г. – начале 2021 г. стартап провел два посевных инвестраунда, собрав $160 000 и $550 000. Во втором раунде участвовали фонды TMT Investments, Insta Ventures, Wise Guys Ventures Fund и топ-менеджеры эстонского такси-сервиса Bolt.
Стартап Postoplan разработал платформу, позволяющую создавать и публиковать контент в социальных сетях Facebook, Instagram, Twitter и LinkedIn, мессенджерах Telegram и WhatsApp. Размещение контента возможно в отложенном режиме. Также сервис может быть синхронизирован с корпоративным мессенджером Slack и сервисом Google «Мой бизнес».
Стартап сообщает, что алгоритмы Postoplan помогают генерировать на 70% больше трафика и подписчиков в социальных сетях, при этом сокращая время работы с площадками на 40%. Божин добавляет, что стартап использует модель freemium, в рамках которой на равных сосуществуют две разные версии продукта – бесплатная и платная. По его словам, Postoplan отдает бесплатно большую часть функций – свыше 60%, зарабатывая на оставшихся. «У конкурентов в бесплатной версии обычно доступно 5–10% от общего функционала», – говорит он. При этом Божин подтвердил, что бесплатная версия сервиса не позволяет работать с Instagram, LinkedIn и WhatsApp. Божин утверждает, что бесплатный аккаунт в Postoplan не имеет ограничений по числу подключаемых пользователей и отправляемых сообщений. В частности, стартап на бесплатной основе поддерживает Twitter-аккаунт Министерства культуры РФ.
Большая часть продаж компании – 70% – приходится на США, Великобританию, Латинскую Америку и Евросоюз, говорится в сообщении TMT Investments. Приоритетные рынки – США и испаноговорящая Латинская Америка, в частности Мексика. Инвестфонд сообщил, что за 14 месяцев команда привлекла более 100 000 клиентов по всему миру и продемонстрировала ежемесячный рост на 15%. По словам Божина, сегодня в Postoplan зарегистрировано более 15 000 платных аккаунтов по всему миру. Ежемесячная абонентская плата за профессиональный аккаунт составляет $19 в месяц, за аккаунт для агентств – $399.
Высококонкурентным и «достаточно плотным» называет рынок систем, работающих с контентом для соцсетей и мессенджеров, партнер «ФРИИ инвест» Дмитрий Калаев. По его оценке, инструментов решения подобных задач на рынке около двух десятков, включая международные компании Hootsuite и Buffer. При этом часть соцсетей и мессенджеров уже запускают собственные сервисы, позволяющие проводить отложенную публикацию контента. В частности, недавно такой сервис запустил Instagram.
Другая зона риска – разработанное Postoplan решение фактически «живет в чужих экосистемах». «Этот бизнес существует до тех пор, пока мессенджер или соцсеть не щелкнули рубильником», – отмечает Калаев. При этом удобный интерфейс и большое разнообразие функций нельзя отнести к долгоиграющим преимуществам проекта – «все это легко копируется конкурентами», отмечает он.
В 2021 г. убедить инвесторов дать деньги под сервис публикации контента в соцсетях – это большое достижение, говорит основатель российского сервиса SMM-planner Василий Крылов. Он отмечает, что за последние пять лет несколько заметных стартапов, делавших ставку на копирование технологий других игроков в этом сегменте, не смогли выдержать конкуренцию.
У Postoplan несколько аналогов, однако это указывает на высокий потенциал выбранной ниши, возражает сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда TMT Investments Артем Инютин. «Для профессионального инвестора сервис, у которого совсем нет аналогов, выглядит подозрительно», – говорит он. По его мнению, отсутствие конкурентов может указывать на отсутствие у сегмента финансового потенциала. «Если на каком-то рынке уже появились свои единороги (компании с выручкой более $1 млрд. – «Ведомости»), это означает, что они готовы к скупке перспективных проектов и в будущем могут выступить как стратегические инвесторы, – рассуждает Инютин. – Если компания делает хороший продукт, мобильна, способна захватить пласт клиентов и показать хороший рост, то она интересна всем – и конкурентам, и стратегам, и инвесторам».